Posted 19 декабря 2019, 17:35
Published 19 декабря 2019, 17:35
Modified 17 сентября 2022, 16:38
Updated 17 сентября 2022, 16:38
История с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области», где посадили главного эксперта и руководителя из-за продажи тысяч справок по инвалидности, никого и ничему не научила. Корреспондент RostovGazeta в считанные минуты также смог «приобрести» справку по инвалидности у незнакомца через интернет. Эксперты разводят руками: сначала нужно заявление в органы, а аудиозапись — не доказательство. Что является доказательством для привлечения к уголовной ответственности лица, торгующего справками, и много ли подобных случаев выявлено в нашем регионе, выяснял журналист RostovGazeta.
17 тысяч инвалидов в Гуково
Пожалуй, самая громкая история, связанная с продажами справок, произошла в Ростовской области, точнее в городе Гуково. Ходят слухи, что в небольшом городке с населением 66 тысяч человек, проживают 17 тысяч инвалидов. Число недееспособных граждан в Гуково начало резко расти с 2013 года. Нет, здесь не произошла атомная война, просто директор ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Борис Котов и его хороший знакомый эксперт по по медико-социальной экспертизе Андрей Домашенко решили немного подзаработать. За взятки предприимчивые медики продавали справки по инвалидности.
Как пишет областная прокуратура, уже в октябре 2019 года Домашенко обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки за совершение незаконного бездействия, а равно за попустительство по службе, в особо крупном размере).
«Обвиняемый с февраля 2013 года по апрель 2017 года систематически лично и через посредника получал взятки в виде денег и иного имущества на общую сумму более 13 млн. 800 тыс. рублей от руководителя гуковского филиала этой же организации Бориса Котова за то, что не контролировал и не препятствовал совершению им преступлений. В свою очередь Котов за взятки принимал заведомо незаконные решения о признании лиц инвалидами второй и третьей группы бессрочно без проведения освидетельствования, о чем выдавал справки и выписки из актов освидетельствования», — говорится в пресс-релизе.
В итоге Домашенко был приговорен к 9 годам 6 месяцам колонии строгого режима со штрафом в размере однократной суммы взятки 13 млн. 865 тысяч рублей с лишением права занимать должности на 2 года.
Котова осудили в июле прошлого года по статьям ч. 2 ст. 292 УК РФ (служебный подлог) и ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение взятки). В суде удалось доказать, что директору учреждения удалось получить взятки в сумме 3 250 000 рублей.
Всего следователи насчитали 56 взяток и 57 служебных подлогов. Сколько точно было выдано Котовым справок — не может сказать ни одно ведомство. Число лжеинвалидов Котова составляет, по некоторым данным, от 15 до 17 тысяч.
Сумма взяток варьировалась — от 15 до 25 тысяч рублей, в зависимости от сложности «дела». Котова посадили на 6 лет и 6 месяцев в колонию общего режима. На его имущество наложен арест — это земельные участки, жилые помещения, нежилые здания. Также у Котова конфисковали денежные средства.
Однако, не исключено, что в деле не появятся новые эпизоды, так как почти каждый месяц возбуждаются сразу по несколько дел, связанных с липовыми справками Котова.
«Это невозможно подсчитать — сколько справок было выдано. Дела расследуются, мы систематически пишем по этим фактам. Что-то еще направляется в суд, в Таганроге и в Гуково недавно было направлено пять дел. Не все дела расследуются по тем эпизодам, по которым привлекались Котов и Домашенко. Котов брал взятки, чтобы давать справки лжеинвалидам, и они оформляли справки по инвалидности. Он давал взятки Домашенко. Насчет 17 тысяч уголовных дел — мы точно не можем сказать. Ему не предъявлялись все эти эпизоды», — комментируют в пресс-службе областной прокуратуры.
Депутат Законодательного собрания Ростовской области Евгений Бессонов рассказал о том, что после происшествия в Гуково ничего в законодательстве не изменилось.
«В Гуково приезжали со всей России, по неофициальной информации, чтобы получить справки по инвалидности. Если делать все по закону, там более 17 тысяч инвалидов. Прокурор сказал, что в суды поданы на несколько миллионов рублей исковых требований и возвращаются в бюджет потихоньку деньги», — говорит законодатель.
Речь идет о тех незаконных выплатах, которые получали лжеинвалиды Котова от государства. По самым самым скромным подсчетам, если 17 тысяч человек в течение года получали в среднем по три тысячи рублей в месяц, общий ущерб государству можно оценить в 612 миллионов рублей. А если учесть, что люди спокойно получали выплаты с 2013 по 2017 годы (именно в 2017 году задержали торговцев документами), то получившаяся сумма превращается в сумасшедшую цифру — более трех миллиардов рублей. Самое интересное, что лжеинвалиды продолжают по всей России получать выплаты, ведь доказана и выявлена лишь малая часть незаконных сделок Котова и его друга.
Так что Котов и Домашенко, можно сказать, отделались «легким испугом» с выплатой в несколько миллионов рублей штрафов.
Остальные незаконно полученные деньги вернут те граждане, которые купили справки, надеясь на пожизненную (бессрочную) инвалидность и все полагающиеся к этой «радости» выплаты и льготы.
«Принцип назначения наказания, установленный Уголовный кодексом РФ, предусматривает частичное или полное сложение наказаний, а в ряде случаев также поглощение менее строгого наказания более строгим. В нашем законодательстве не предусмотрено назначение наказания по совокупности преступлений в виде сотен лет лишения свободы, как например в США. Закон содержит предел максимального наказания, которое может быть назначено при совершении нескольких преступлений. В частности, в соответствии с ч.3 ст. 69 УК РФ, если хотя бы одно из преступлений, совершенных по совокупности, является тяжким или особо тяжким преступлением (к таковым, например, относится часть 3 статьи 290 УК РФ — получение взятки за незаконные действия), то окончательное наказание в виде лишения свободы не может превышать более чем наполовину максимальный срок наказания в виде лишения свободы, предусмотренный за наиболее тяжкое из совершенных преступлений», — комментирует дело Котова заместитель председателя РОКА «Советник» Екатерина Водяник.
То есть, по словам адвоката, из всех вменяемых в вину преступлений индикатором максимально возможного наказания является наиболее тяжкое преступление и санкция за него.
«При этом есть ряд случаев, в которых максимальный предел снижается: это наличие смягчающих обстоятельств, особый порядок судебного разбирательства при согласии подсудимого с предъявленными обвинением, выполнение подсудимым условий досудебного соглашения о сотрудничестве и иное», — говорит Водяник.
Например, в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве при наличии такого смягчающего обстоятельства как активное способствование раскрытию и расследованию преступления, и отсутствии отягчающих обстоятельств, срок или размер наказания не могут превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.
«Таким образом, даже при наличие большого количества эпизодов максимальное наказание назначается с учетом ограничений, установленных законом. Иногда складывается такая правовая ситуация, что по сути уже не имеет значения, 10 эпизодов вменяется в вину, 50 или 100. Предельный размер наказания ограничен законом. А уже внутри этих пределов суд сам определяет, какой размер наказания будет способствовать целям его назначения», — говорит юрист.
Хочу стать инвалидом
Легко ли в наше время стать инвалидом и что для этого надо, выяснил журналист RostovGazeta. Легко. Оказывается, это не так уж и сложно — приобрести необходимую справку Медико-социальной экспертизы (МСЭ). Стоит эта бумага 3 или 15 тысяч рублей. Есть бланк «неофициальный», который стоит три тысячи рублей и «подтвержденный» — этот документ продают за 15 тысяч рублей.
Сайт по продаже «липовых» справок Яндекс выдал за секунду, вот он https://medispravkinet.com/spravka-ob-invalidnosti/rostov-na…. И таких сайтов огромное количество. Связываемся с мошенником по единственно указанному номеру. Мужчина с ходу объясняет, что «подтвержденный» бланк МСЭ, если его проверят, ничего криминального не обнаружат, и выплаты можно будет легко получать.
На вопрос, были ли жалобы, поймали ли кого-то из-за проданных справок, мужчина уверенно отвечает народно любимой поговоркой: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского».
В конце разговора признаюсь, что я журналист и отправлю запись разговора в органы, на что мошенник говорит: «Ну, я не боюсь, отправляйте куда хотите, посмотрим».
АУДИО запись разговора с мошенником
Кроме того, на этом сайте предлагают купить водительское удостоверение, любые медицинские справки, медицинскую книжку, справку в бассейн, справку об обучении в вузе. К примеру, медицинский сертификат специалиста на сайте стоит 12 тысяч рублей. Есть даже подробное описание документа.
Однако, как бы уверенно не звучал голос продавца всевозможных документов, сайт все же он удалил в течение суток. Остались скрины. Аудиоразговор, конечно же, не является доказательством вины человека, однако RostovGazeta направила ссылку на этот ресурс в уполномоченные ведомства для разбирательства.
В Пенсионном фонде Ростовской области отметили, что все справки МСЭ, конечно же, проверяются специалистами тщательным образом.
«Для оформления инвалидности нужна справка из МСЭ, если установлена инвалидность, паспорт, трудовая книжка, если есть и пенсионное удостоверение. Справки проверяют специалисты Территориального управления, есть база, реестры, которые заполняются МСЭ. По этим базам можно проверить, справки „липовые“ или нет», — рассказал сотрудник Пенсионного фонда.
На вопрос о том, часто ли бывают случаи с фальшивыми справками об инвалидности в Ростовской области, в Пенсионном фонде отметили: «Конечно, всякое бывает».
Видимо, смеем предположить, что «подтвержденная» справка за 15 тысяч рублей, о которой говорил наш продавец-мошенник, и есть тот самый документ, который внесен в реестр территориального управления ПФР.
Что грозит за продажу «липовых» справок
«Здесь могут быть варианты. Во-первых, действия человека, купившего справку у должностного лица, могут быть квалифицированы как дача взятки — ст. 291 УК РФ или мелкое взяточничество — ст. 291.2 УК РФ. Если в результате использования этой справки, гражданин получал пособия или иные социальные выплаты, то его действия могут квалифицироваться как мошенничество в сфере получения выплат — ст. 159.2 УК РФ. Также может вменяться в вину ч.3 ст. 327 УК РФ — приобретение, использование заведомо подложного официального документа. Все указанные статьи предусматривают разные виды наказания — от штрафа до реального лишения свободы», — комментирует Водяник.
В то же время возможно и освобождение от наказания путем судебного штрафа в случае, если совершено преступление небольшой или средней тяжести, а лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.Действия должностного лица, которое продает справку, безусловно, подпадают под ст. 290 УК РФ — получение взятки, которая в настоящий момент в зависимости от суммы взятки или действий, которые за деньги совершает должностное лицо, предусматривает лишение свободы вплоть до 15 лет.
«Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений образует самостоятельный состав преступления — служебный подлог — ст. 292 УК РФ, максимальное наказание за которое в настоящий момент составляет четыре года лишения свободы», — говорит юрист.
Действия лиц, «продающих» справки через подобные ресурсы, подпадают под статью 327 УК РФ — подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа.
«Наказывается лишением свободы на срок до двух лет. Если лицо подделывает удостоверение, предоставляющее права или освобождающее от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа, то это часть 2 статьи 327 УК РФ — до трех лет лишения свободы. Кроме того, если „дельцы“ обещали настоящую справку, а в итоге дали подделку, то их действия могут быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ — мошенничество, максимальное наказание — до 10 лет лишения свободы», — отметила Водяник.