Вандалы, спите спокойно: почему полиция не трогает ростовских «художников»

25 января 2020, 15:01
В Ростове уже в новом году рассказали о громком случае вандализма: были расписаны 13 городских автобусов. До этого власти пытались разыскать банду, которая била остановки, и людей, которые портят лавочки в парках.

Корреспондент RostovGazeta попытался разобраться, почему в Ростове так много актов вандализма и что с этим делать.

Что бьют и разрисовывают

На Северном неизвестные разрисовали 13 автобусов за два дня в январе. Вандалы нанесли на заднюю часть автомобилей несмывающийся маркер. Тогда в городской администрации сообщили, что транспортные компании планировали обратиться с заявлением в правоохранительные органы.

В декабре стало известно о другом случае. Неизвестные люди поломали хвойные деревья в сквере «Восток» рядом с памятником освободителям Азова.

Летом 2019 года власти Ростова рассказали об участившихся случаях вандализма в городе. Так на улицах периодически бьют остановки, разрушают детские площадки и разрисовываются лавки.

Что касается остановок, то для Ростова это особенно актуальная тема. Власти подозревали, что по городу их бьет одна и та же компания, которая периодически оставляет на месте преступления следы крови от порезов. Именно по этим следам их и планировали вычислить.

Полиции не до вандалов

Депутат городской думы Ростова от «Справедливой России» Анатолий Котляров считает, что вандализм процветает в Ростове в первую очередь, потому что он остается безнаказанным. «Мы боремся с коррупцией, у нас большое количество чиновников сидит за взятки, а что происходит с вандалами полиции не очень интересно. Идет борьба с наркотиками, ловят наркокурьеров, а с вандалами никто не борется. И безнаказанность рождает акты вандализма», — сообщил собеседник. По мнению депутата, в Ростове нет института, который бы боролся с вандализмом. «Участковому некогда, инспектор по делам несовершеннолетних работает один на весь район и занимается учетом. Перед правоохранительными органами не стоит задача выявлять такие преступления, полицейские должны соблюдать общий порядок. Посмотрите, у нас безопасный город: камер натыкано не одна тысяча. А как наказать нужно конкретных виновных — всегда проблема. То остановку поломали, то на кладбище делов натворили, то в урну петарду положили», — рассказал Котляров.

Он отметил, что в основном вандализмом занимается молодёжь."Молодые люди так проявляют себя, потому что энергию девать некуда. Плюс влияние компьютера. Стрелялки, убивалки, крушилки и громилки, где все безнаказанно, пытаются перенести в реальность», — уточнил Котляров.

Собеседник сообщил, что к нему не раз обращались горожане с подобными заявками. «Мой участок в частном секторе. Там люди сами себе гадить не будут. Это, в принципе, как маленькая деревня, где все друг друга знают. Любые хулиганские вещи сразу пресекаются местными жителями. Попробуй пойди поломай скамейку возле дома — тебе голову сразу пробьют. А когда это все происходит в общественных местах при большом скоплении людей или пустынными вечерами, то там молодые жители многоэтажных домов начинают беспредельничать», — пояснил депутат. Он заметил, что сегодня акты вандализма проявляются в открытых пространствах.» Если раньше это было в подъездах, то сейчас там стали меньше пакостить, зато все это перенеслось в общественные места. Например, на Театральной площади постоянно бьют остановки, хотя она позиционируется как супер охраняемая площадь города», — добавил эксперт.

Корреспондент RostovGazeta направил запрос в ГУ МВД России по Ростовской области с просьбой сообщить, сколько зафиксировано таких преступлений. Но оперативного ответа не получил.

Как сказано в уголовном кодексе, вандализм — это осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Он наказывается от штрафа до сорока тысяч рублей до ареста на три месяца. То же преступление, совершенное группой лиц или по мотивам политической, идеологической, расовой и другой ненависти или вражды, грозит тремя годами колонии.

Хлипкие остановки или культура

Анатолий Котляров отдельно остановился на конструкции остановок. «Раньше в Александровке стояла железобетонная конструкция, о которую хоть бейся головой — с ней ничего не будет. А когда остановка хлипкая, то она вызывает желание проверить силу у пьяной молодежи, которая оказывается там ночью, когда никого вокруг нет. В частном секторе такого соблазна не появляется почему-то. То есть мы ставим дешевые остановки, которые в итоге недешевыми получаются, и их нужно постоянно ремонтировать», — заключил Котляров.

Депутат городской думы Ростова от «Единой России» Сергей Смирнов считает, что какими бы устойчивым не создавали конструкции, до тех пор, пока жители города не привыкнут к мысли, что Ростов — это их дом, который не нужно ломать, мы не придем ни к чему другому. «У меня не то, чтобы часто были такие заявления. Как правило, люди с таким не обращаются, просто есть такая критика в социальных сетях и так далее. Но я сталкиваюсь с вандализмом, когда что-то делаю для города как депутат на общественных началах, то есть за свой счет», — сообщил Смирнов. Он привёл в пример посадку деревьев в Советском районе."Их тут же выкапывают. Кто это делает? Те люди, которые живут неподалеку», — пояснил депутат.

По мнению Смирнова, так сказывается психология людей, отсутствие внутреннего воспитания, понимания права собственности и защиты этих прав. «Пока культура в обществе не дорастет до того, что дом заканчивается не дверью нашей квартиры, а городом, порядка в Ростове не будет. И никто не сможет с этим ничего сделать: ни администрация, ни депутаты, ни президент», — заключил собеседник.

Смирнов рассказал, что на культуру влияют пережитки прошлого Советского Союза: граждане привыкли, что для них все делает государство."Посмотрите на европейские города. Там люди живут, исходя из того, что это их дом: «Мы его построили, мы им управляем». А у нас люди не хотят принимать ответственность за то, что они на что-то влияют. Горожане считают, что кто-то должен за них все сделать», — рассказал депутат.

Рисование от беспомощности

Психолог Ирина Нефедченко считает, что вандализм как форма бунта имеет в своей основе бегство от ощущения беспомощности. «Я чего-то стою, ведь могу испортить что-то», — пояснила психолог.

По ее словам, частая детская реакция на безразличие родителей — начинать выводить на эмоции. «То есть когда ребёнок хочет, чтобы его похвалили, то делает то, что нужно. Если это игнорируют, то он уже хочет получить просто внимание, и начинает требовать его. Если это остаётся без ответа, то потом появляется обида, а после злость и желание отомстить», — рассказала Нефедченко.

Она отметила, что вандализм может быть способом отомстить миру, государству, обществу, но изначально человек учится мстить в семье."Вандализм может стать формой борьбы с собственным состоянием беспомощности: человек стремится разрушить что-то во вне, чтобы не разрушать себя изнутри», — считает психолог. По ее мнению, в основе вандализма по идеологическим, расовым и другим причинам также лежит переживание беспомощности.

«Но я не хочу сказать, что любая беспомощность пришла из детства и не имеет отношения к окружающим реалиям. Иногда в это состояние попадают люди во взрослом возрасте, во время тяжёлых социальных ситуаций и тому подобного. Но не все, ощутив беспомощность, пойдут крушить машины. К такому поведению есть предпосылки, а вот они уже из детства», — заключила Ирина Нефедченко.

#Аналитика
Подпишитесь