Извозчики в соцсетях оставили тысячи комментариев, они недовольны условиями, которые им предлагают сегодня несколько крупных сервисов такси. Почему люди работают по 16 часов и получают за свой труд гроши, разбирался корреспондент RostovGazeta.
Везет и лидирует
Сегодня в Ростовской области существует несколько сетевых служб такси, «мелкие» местные компании еле выживают. А водителям остается только регистрироваться во всех службах одновременно, чтобы заработать и выжить.
Еще в 2017 году стало известно что объединяются два крупных такси-агрегатора RuTaxi (который владеет брендами «Везет» и «Лидер») и Fasten (владеет «Такси Сатурн» и RedTaxi). Инвестором этой сделки стал фонд UFG Private Equity, сумма вложенных средств составила чуть менее 100 миллионов долларов. Руководители компании тогда заявляли, что будут вкладывать в проект еще около 200 миллионов долларов.
В свою очередь, «Яндекс. Такси» объединился с Uber еще в 2018 году. Причем, эти две крупные компании заявили о слиянии не только в России, но в странах СНГ: Азербайджан, Грузия, Армения, Казахстан и Беларусь. Известно, что «Яндекс» потратил на новую компанию более 100 миллионов долларов, а Uber около 225 миллионов долларов.
В течение нескольких лет ходят слухи о том, что «Яндексу» мало было слияния с Uber, теперь они хотят «поглотить» еще и «Везет». И, наконец, летом прошлого года «Яндекс.Такси» объявил о покупке «Везет». Контракт гласил: «Яндекс» выкупает колл-центры и софт, а «Везет» получает до 3,6% акций «Яндекс.Такси», а также при успешных показателях до 71,5 миллионов долларов. За три года гигант в сфере такси «Яндекс» планировал вложить в проект около восьми миллиардов рублей в региональное развитие, половина этих средств отводилась на технологии — единую платформу. Компания подала в ФАС ходатайство на согласование сделки, однако, антимонопольщиков возмутили условия и параметры этой сделки. Чуть позже «Яндекс. Такси» подала новое ходатайство с измененными параметрами сделки, включив в периметр договора сервис заказа грузоперевозок «Везет Добро». Вся эта история со сделками и желаниями «Яндекса» произошла в октябре прошлого года, но до сих пор на сайте ФАСа нет никаких обновлений по данной истории. Как заявили антимонопольщики, основной объем материалов изучен и они готовы принимать дополнительные данные.
«Эта сделка — „Яндекса“ и „Везет“ вызвала очень большой интерес, и на рынке. Мы получили очень много жалоб, что монополизация происходит, и не только в масштабах Российской Федерации, в регионах. Мы к этому очень серьезно подходим», — заявил тогда глава ведомства Игорь Артемьев в рамках форума «Антимонопольное регулирование в России», цитирует RNS.
Против слияния двух крупных сервисов выступили представители агрегатора Gett, а также тысячи водителей такси. Многие считают, что монополизм в этой сфере, к которой так тянется «Яндекс», приведет к снижению и без того низкой стоимости перевозок.
«Мы закончили подсчет, у нас есть наши данные, но я пока не хочу о них говорить, потому что мы готовы к любым опровержениям, альтернативам, любым корректным, разумеется, исследованиям и все примем во внимание, все опубликуем и откроем перед вами», — добавил глава ведомства.
Кроме ФАС, «Яндекс. Такси» должен также получить одобрение сделки у Mail.Ru Group, так как холдинг в 2018 году предоставил «Везет» заем и теперь компания должна согласовывать сделки по активам.
Где выгодно
В Ростове, как и во всех крупных городах России, лидируют в сфере такси «Яндекс» и «Везет».
Пенсионер Иван К. живет в Овощном, он каждое утро, примерно в 4.00, просыпается и садится за руль. Он работает в «Яндекс. Такси» и «Лидере». До часа дня он таксует, делает перерыв, забирает дочь, везет в садик,
и трудится на «неблагодарной» работе, чтобы обеспечить семью.
«Они [«Яндекс.Такси“] там какие-то «короны» раздают, «обклеишься» [логотип компании] — одно, короб светящийся наверх поставишь — другой приоритет. Человеку, чтобы поменять маршрут, надо зайти в приложение и поменять. Раньше был таксометр, другое дело. Вопросов не мало», — комментирует корреспонденту RostovGazeta Иван свое решение работать именно в этой компании.
Почему бы не «обклеить» машину логотипом компании? На это Иван говорит, что «в глаза бросается, и выглядишь, как «белая ворона».
«Уважение к таксистам далеко не такое, как хотелось бы, понимаете. Стараешься к людям по-человечески относиться, а они гадят в душу. Если картой люди платят, у них нет денег на карте в течение трех дней — „Яндекс“ за них платит. А за „наличку“ периодически бывает, что не платят, пассажир выходит в „табачку“ якобы купить сигареты и не возвращается. Или еще один пример, говорит мне один пассажир: „ой, у меня ‚налички‘ нет, могу перевести деньги?“. И не переводят. Дважды такая история была, 960 рублей накатал, операция якобы выполнена, перевел он мне тысячу рублей и ушел. Смс показал и ушел. Мне „летит“ другой заказ, я уверен был, что переведены деньги, но вечером проверяю счет — этой тысячи нет», — жалуется водитель.
Он зарабатывает от тысячи до четырех тысяч рублей в день. При этом, говорит таксист, пассажиры часто ведут себя нагло с позицией: «я плачу, я могу делать, что захочу».
«Из четырех тысяч рублей — тысячу водитель отдает „Яндексу“, тысяча рублей уходит на заправку. В том же „Лидере“, это „Везет“, ценник чуть ниже всех других агрегаторов, таких, как „306“ и „Яндекс“, но там ты, по крайней мере понимаешь, откуда куда пассажир едет. И цену сразу видишь и можешь отказаться, поставить направление, куда ты хочешь ехать», — говорит он.
Зная все эти приоритеты, Иван продолжает работать в «Яндексе», так как «здесь заказов больше».
«Я и в „Лидере“ подрабатываю, но тут меньше заказов и комиссия меньше. В „306“ выгодно покупать самую дорогую смену 360 рублей — суточная. Но „Яндекс“ более „раскачен“, он сейчас пытается монополизировать рынок, хочет полностью захватить его. Сумма 212 рублей, к примеру в „Яндексе“ стоит заказ, мне „капнет“ в карман 163 рубля. Я легализуюсь, если надо „загализуюсь“, машина позволяет все, комфорт класса. Ближайшие три-четыре года „Яндекс“ хочет, чтобы не старше пяти или семи лет была машина. Но я не делаю „разрешения“, потому что в Думе этот закон по такси никак не могут определиться и принять: под самозанятые или лицензию нужно делать», — делится Иван.
Иван также добавляет, что готов платить налоги в рамках «дозволенного».
В декабре 2019 года в Госдуму внесли законопроект о такси. Согласно инициативе, сформулированной депутатами, водителей такси обяжут иметь российские права. Если желающих работать в такси выше потребности рынка в отдельном регионе, лицензии будут разыгрывать на аукционе. Кроме того, агрегаторы такси будут нести ответственность вместе с перевозчиком. Законопроект поддержали крупные российские агрегаторы: «Яндекс.Такси», «Ситимобила», «Везет» и Gett. Они подчеркнули, что существующие на рынке проблемы законодательство в сфере такси не решает, регулирование необходимо модернизировать. Закон учитывает «особенности российского рынка», впервые поднимает вопрос о солидарной ответственности в случае ДТП. Эти меры повысят безопасность в такси.
«А так не понимаю, за что „Яндекс“ берет столько денег: таксопарк — 5% и 17-18% — сам „Яндекс.Такси“. Сумма получается неплохая, а ответственность, если что, несет водитель. Большие налоги за предоставление услуг, я считаю, это круто. Когда только „Яндекс“ „заходил“ в Ростов, я помню, у них была 3% комиссия, потом 4%, 5% и так до 18%. До 10% комиссия — еще как-то жить можно, а 23% — это ощутимо. Когда смотришь свой доход, а у тебя сняли 800, тысячу рублей…», — говорит Иван.
Водитель также отмечает, что заграницей тот же Uber «забирает» себе с любого заказа всего 20 центов за предоставление, обработку заказа.
Еще один таксист, профессиональный диджей. В будни катается в такси, в выходные перелеты по всей стране: банкеты, праздники. Свое имя называть он не хочет, говорит о тысячах подписчиках в Инстаграме и «ВК», выступлениях на фестивалях и успехах в профессии.
«В такси работаю последние два года в „Везет“. В „Яндексе“ не хочу работать. Там требований много, комиссия большая. Автомобиль мой не соответствует. Но свой я не буду „гонять“ под такси, у меня дорогая машина. Только в „бизнес-класс“, но это невыгодно», — говорит диджей.
Также, по его словам, в «Яндексе» водители очень зависимы от рейтинга, оценок пассажиров. Падает рейтинг — не дают заказов, могут снять с линии. Изначально «Яндекс» дает каждому водителю 100% рейтинга, но за каждую «провинность» отнимает проценты. К примеру, если водитель отказывается от заказа, понимая, что ему невыгодно ехать, или пассажир пожаловался, поставил плохую оценку.
«Одно не радует: очень дешевые заказы при соотношении стоимости топлива. Такая стоимость заказов, как сейчас, была четыре-пять лет назад. И мы держимся на этой планке до сих пор, хотя, казалось бы, можно немного поднимать. Есть в „Везет“ система автоматизированного мониторинга единого ценообразования (САМЕЦ). Чем меньше количество водителей, тем выше ценник. И эта система мониторинга либо повышает либо понижает стоимость в зависимости от времени. В праздничные дни, чтобы привлечь водителя на работу, поднимается ценник», — рассказывает он.
Если работать с пяти утра до 11.00, можно заработать около четырех тысяч рублей в «Везет».
«Если есть семьи, дети, кредитные обязательства. Водители катаются по нескольким программам. У некоторых даже два аккаунта есть в „Яндексе“, чтобы он по одному отработал 8 часов и надо 4 часа отдыхать, а ему невыгодно, он не заработает. Ребята садятся и работают по 16 часов, две смены, пока молодые, даже до 40 лет могут в таком режиме работать. Ради того, чтобы угодить своей семье, заплатить кредиты и спать спокойно», — говорит водитель.
Еще один водитель такси, с которым удалось поговорить, уверен, что работать в Ростове выгоднее всего в «Лидере».
«Цены у всех примерно одинаковые. Разные есть условия, заплатить суточные или активировать безлимит. Безлимит выгоден, если работать сутки. „Яндекс“ якобы доплачивает за проезды „минимальные“ до 150 рублей, но если следующие поездки стоят выше 150 рублей, компания не платит эти деньги. Чтобы получить эти доплаты, нужно выполнить все 10 заказов „минимальными“, но такого не бывает. Я ни разу не получал доплаты. Это полный лохотрон. „Яндекс“ не учитывает, сколько проехал километров таксист до пассажира», — говорит водитель.
Чтобы выйти на линию, водитель должен пройти только фото-контроль: отправлять фотографию «чистого» автомобиля.
«Есть водители, которые и по 70 тысяч рублей зарабатывают, но они работают по 20 часов в сутки. Это очень тяжело и ненадолго хватит здоровья. В среднем, в такси можно заработать, если трудиться по 8-10 часов, не более 40-50 тысяч рублей. Согласитесь, на эти деньги сложно прокормить семью», — резюмирует он.
Круглосуточная работа
Глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи считает, что на рынке такси давно пора навести порядок.
«Это вопрос безопасности пассажиров и пешеходов. В борьбе за клиента и долю рынка сервисы демпингуют не первый год, и то, что, на первый взгляд, кажется правильным: некоторое снижение цен на проезд обернется уничтожением всех местных такси и независимых игроков. Они не в состоянии конкурировать с крупными агрегаторами. Чтобы как-то выживать — экономят на всем, включая обслуживание ТС, а это наша безопасность. В самих же агрегаторах такси набирают на свои машины зачастую лиц с недостаточной квалификацией, которые, чтобы хоть что-то заработать себе, вынуждены работать круглосуточно, что также сказывается на безопасности и качестве обслуживания», — говорит Хуруджи.
Возможным выходом может быть установление лимита по количеству такси на город, с выдачей ограниченного количества персональных лицензий, которыми люди будут дорожить, считает спикер.
«Таксист, на мой взгляд, должен не только знать, но и любить свой город. Его качественная работа очень важна для повышения туристической привлекательности региона, поскольку от таксиста зависит первое и последнее впечатление от посещения места туристом», — комментирует Хуруджи.
Ранее «Яндекс-таксист» в Ростове разбил машину и покончил с собой