По данным уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой с 2011 по 2015 год число людей, которые были лишены родительских прав, сократилось больше, чем на треть и составило 33,4 тысячи граждан. Уже в 2018 году число лишенных прав родителей сократилось до 28,6 тысячи человек.
В реальности в России известны попытки лишить родительских прав за участие в оппозиционных митингах. Дети гибнут в неблагополучных семьях, а органы опеки бездействуют. Каждый год отмечается рост преступлений, совершенных родителями в отношении детей, за последние четыре года этот показатель вырос почти вдвое. В полтора раза увеличилось число убийств, и на 48% — случаев истязания ребенка.
Эксперты издания юрист Екатерина Гордон и председатель правления региональной общественной организации «Право ребёнка» Борис Альтшулер сошлись во мнении, что в нынешнем виде система защиты детей в России не эффективна и требует серьёзных доработок.
По словам Бориса Альтшулера, у семей должна быть поддержка государства, а не карательный подход, который используется сейчас, когда в случае трудной ситуации просто отбирают детей и разрушают семью. Так называемое «амбулаторное обслуживание» используется во многих европейских странах, когда детей не отбирают, но серьёзно контролируют и ежедневно социальные работники оказывают помощь. Они могут и на работу устроить, и ремонт сделать, и отправить лечиться. «Самая главная беда — вся эта „фабрика сиротства“, карательный подход к семье заложен в Семейном Кодексе РФ. Но в семейном кодексе нет никаких правовых оснований для оказания семье помощи и поддержки», — пояснил эксперт.
Екатерина Гордон отметила, что есть проблемы как с усыновлением, так и с лишением родительских прав тех людей, которые не должны иметь отношения к детям вообще.
У нас просто за то, что родитель систематически избивает ребёнка без причинения тяжёлых или средней тяжести увечий, родителя нельзя привлечь к уголовной ответственности. Гордон склонна видеть основные проблемы в органах опеки и принципах работы их сотрудников, среди которых сложно найти человека, озадаченного судьбой ребёнка. «Очень много случаев, когда в органы опеки обращается учитель, рассказывает о том, что ребёнок приходит битым, но никаких проверок и не следует вовсе. В результате ребёнка или калечат, или убивают. Зачастую органы опеки формально принимают участие в судах. Я думаю, что лишение родительских прав затруднено ради улучшения общегосударственной статистики.ю — выразила она свое мнение.
Она добавила, что при этом органам опеки просто физически сложно справляться со своими задачами, в 2018 году из 2506 органов опеки, 454 имеют лишь одного сотрудника. А в пяти территориальных органах нет ни одного сотрудника.
Вместо долгой и упорной работы по поддержке семей и заботы о будущем детей российские власти решили выдавать материнский капитал даже для первого ребёнка. Может ли маткапитал стать панацеей?
Как отметил независимый эксперт-демограф Алексей Ракша, рождаемость первенцев в России даже после последнего падения остаётся одной из самых высоких среди развитых стран (бездетность 15-17%), а вот по вторым детям Россия существенно отстает от других. Все меры, направленные на стимулирование рождаемости первенцев за последние годы, провалились. К тому же число женщин в возрасте 31-36 лет, когда в среднем рождают вторых, третьих и последующих детей, почти вдвое превосходит число женщин в возрасте 20-25 лет, когда рожают первенцев. Поэтому прирост рождаемости вторых и последующих детей, а вовсе не первенцев, с математической точки зрения намного выгоднее для попытки остановить рост естественной убыли населения.
После введения и дополнительного Маткапитала в размере 1 миллиона рублей на третьего ребёнка общий прирост числа рождений за следующие 10 лет составит около 1,5 миллиона детей. «Результат последнего изменения в программе Маткапитала оцениваю всего в 140-150 тысяч дополнительных рождений, большинство из которых придется на 2021-2022 и 2026 гг. При этом затраты в деньгах почти такие же, как при миллионе за третьего», — подсчитал эксперт.
Получается, что с точки зрения увеличения демографии изменения в программе маткапитала ничего не дадут. Но этам мера может способствовать росту ипотечного кредитования, несмотря на крайне высокую долговую нагрузку на население. Такое стимулирование выдачи ипотеки в условиях высокой закредитованности граждан может привести к финансовому краху множество семей, а в итоге пострадают дети.