Корреспондент RostovGazeta попытался разобраться, что происходит с донским рынком цветов и как сделать этот бизнес процветающим.
Пользоваться обвалом рубля
Председатель комитета по экономической политике Законодательного собрания Ростовской области Игорь Бураков считает, что рынок срезанных цветов в регионе достаточно развит. «Об уровне развития этого бизнеса можно судить, например, по количеству торговых точек, которые предлагают достаточно широкий ассортимент и разный уровень обслуживания, ориентированный на потребителей любого достатка. В том числе, в регионе появилась премиальная розница, специализированные магазины, где работают профессиональные флористы, создают настоящие произведения искусства. Расширение каналов сбыта, постепенная цивилизация этого сегмента ритейла — важное условие для развития локального производства, хотя, очевидно, что на этом рынке сегодня явно доминирует импорт. Но по мере развития каналов сбыта одновременно расширяются возможности и для выращивания местной продукции», — сообщил Бураков.
Он отметил, что это сфера активного приложения сил малого бизнеса. «Есть попытки строить в этом сегменте рынка большие федеральные сети. Попытки с разной степенью успешности. Пока это все-таки рынок с большим числом игроков и широким выбором, что для потребителей совсем неплохо. Порог входа на этот рынок — достаточно низкий, поэтому здесь чрезвычайно высокая конкуренция», — пояснил председатель комитета по экономической политике.
Бураков рассказал, что продажа цветов в Ростовской области становится все более цивилизованной и прозрачной. «Еще не так давно существенный объем этого сегмента рынка в значительной степени был в тени, но сейчас мы видим, как он оттуда последовательно выбирается. Покупатели получают возможность безналичной оплаты, им выдают чеки. По мере выхода из тени ритейла опять же расширяются возможности для промышленного производства отечественного продукта», — считает собеседник.
Он предположил, что для России и Ростовской области в этой сфере есть потенциал, хотя позиции стран-лидеров по выращиванию цветов — достаточно крепки. «Их продукция пока часто выигрывает с точки зрения качества, стабильности поставок, ассортимента и цены. Доставка грузов из зарубежных стран, в том числе такого скоропортящегося, совершается сегодня достаточно оперативно, современные технологии позволяют дольше хранить и перевозить эту продукцию на большие расстояния», — пояснил Бураков.
Собеседник отметил, что на рынке постоянно присутствуют как стимулы, так и барьеры для развития отечественного производства. «На этой неделе, например, случилась довольно заметная девальвация рубля — это дает отечественным производителям некоторое преимущество перед импортными цветами. Хотя, безусловно, есть факторы, которые наоборот, работают в пользу импортной продукции», — говорит Бураков.
Председатель комитета по экономической политике отмечает, что эта индустрия с советских времен относительно неплохо представлена в Краснодарском крае. «Наверное, в силу климатических условий Ростовская область не сможет занять такое же место по выращиванию цветов как Краснодарский край. Но у нас все равно есть потенциал как у одного из южных регионов России, можно попытаться его использовать. Не думаю, конечно, что у нас здесь грандиозные возможности, но какую-то долю рынка мы бы могли получить», — заключил Бураков.
Кто теряет на выращивании цветов
Как следует из открытых источников, в Ростовской области зарегистрированы всего четыре действующие компании, занимающиеся цветоводством: «Азовский лесопитомник», ООО Горхоз ЛТД, Горхоз и МУП «Зеленый город» (в Донецке и Таганроге). Практически все из них убыточны, по остальным финансовая информация неизвестна.
На сайте «Азовского лесопитомника» сказано, что фирма занимается производством и реализацией посадочного материала, ассортимент включает хвойные и лиственные деревья, кустарники, травянистые многолетники, а также привитые формы и крупномеры. То есть фактически компания не занимается выращиванием цветов для букетов. Питомник выручил 16,7 миллионов рублей в 2018 году (последние доступные данные), что принесло убытков на 29,5 миллионов.
«Зеленый город» в Донецке выручил 25,8 миллионов и вышел на убытки в 3,6 миллиона. Причем существует клон этой муниципальной компании под названием «Зеленый город» в Таганроге, организация ликвидируется с убытками 2,8 миллионов.
Финансовых данных по «Горхозу ЛТД» в Батайске нет в открытом доступе. Ее руководителем и бенефициаром указан Олейников Владимир Иванович, которому ранее принадлежало 29% компании практически с таким же названием: «Горхоз». Сейчас Олейников является действующим директором клона, фирма передана, предположительно, его родственникам: Олейникову Артёму Романовичу и Олейникову Владимиру Андреевичу. Информации об убытках фирмы также нет. Владимир Олейников также значится одним из совладельцев православного прихода Пантелеимоновского храма города Батайска.
Российские проблемы
Как сообщает издание «Бизнес-Вектор», российский рынок срезанных цветов в ушедшем году превысил доход в 180 миллиардов рублей, в стране было продано свыше 1,8 миллиардов цветов. «На розы пришлось 60% продаж в натуральном выражении, второе место заняли хризантемы, третье — гвоздики. Еще один крупный сегмент — тюльпаны. В пик продаж — в марте — их реализуют около 150 миллионов штук», — сообщает СМИ.
Отмечается, что 85% проданных в России цветов — из-за рубежа. Значимые урожаи лишь у отечественных производителей тюльпанов и роз, которую выращивают 15 тепличных комбинатов.
Высокую долю импорта связывают со снижением пошлины на цветы с 15-ти до пяти процентов в 2013 году. Кроме того, с 2019 года участники отрасли стали платить налог на добавленную стоимость — в дополнение к единому сельхозналогу. Цветы — единственный аграрный сектор, чей продукт по мнению властей считается роскошью.
«Вырастить можно все. Здесь приоритетной линией направления является цена. Мало вырастить, это еще должно столько стоить, чтобы это можно было продать», — сообщила вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова. Она отметила, что был период, когда на рынке не находилось предложений со стороны российских производителей. «Но сейчас они есть, эти хозяйства появились. И конечно, бизнес заинтересован, чтобы внутренний рынок начинал быть дружелюбным для своих компаний. Они же принесли инвестиции, работают, платят налоги», — пояснила Дыбова.
Как следует из данных «Бизнес-Вектора», за последние пять лет в России не было построено ни одной новой цветочной теплицы. Спрос обеспечивается, по большей части, поставками из-за рубежа. Ситуация может измениться, если цветоводов приравняют к аграриям и установят на рынке единые правила для производителей и импортеров.
«Давайте мы сейчас сделаем специальную программу. Давайте это будут субсидии, льготное налогообложение. Давайте мы дадим льготный период и скажем, вот мы даем вам три года. По цветам есть возможность в более короткий срок нарастить этот выпуск и создать действительно реальную базу», — пояснила Елена Дыбова.
Сейчас участники рынка ждут, когда программу поддержки одобрят Министерство экономического развития и Министерство финансов России.