Надежда уже умерла: почему бизнесмены Ростовской области не берут «нулевые» кредиты

24 апреля 2020, 19:44
Предприятиям малого и среднего бизнеса Ростовской области предлагают брать «нулевые» кредиты на зарплаты сотрудникам. Казалось бы, это — выход, когда доходы упали или исчезли, а работникам нужно платить деньги.

Тогда почему бизнесмены не спешат пользоваться новой формой поддержки, пытался разобраться корреспондент RostovGazeta.

Кто все-таки взял кредит

По данным Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства, кредиты под 0% предоставлены 13 субъектам малого и среднего бизнеса в области.

С вопросом о том, какие банки предоставляют кредиты, корреспонденту посоветовали обратиться в «Экстренный консультационный центр», созданный в Ростовской области в апреле. «Давайте я как оператор приму ваше обращение, в течение дня вам перезвонит консультант и все расскажет», — сообщила сотрудница центра. Корреспондент оставил заявку как индивидуальный предприниматель общепита, у которого работают десять сотрудников.

Через несколько часов корреспонденту перезвонил представитель «Сбербанка». По его словам, в организации могут предоставить эту меру поддержки всем, кто попадает под критерии: деятельность предприятия находится в списке наиболее пострадавших отраслей, организация работает больше года, годовая выручка — не больше 800 миллионов рублей, до 100 работников, есть отчисления в Пенсионный фонд в первом квартале этого года. Банк предоставляет кредиты не только своим клиентам, но прежде бизнесменам нужно открыть расчетный счет, а позже — выпустить всем сотрудникам карты «Сбербанка» или привязать существующие. «В среднем заявки рассматриваются за два рабочих дня», — добавил собеседник. После одобрения предпринимателю открывают кредитный лимит исходя из минимального размера оплаты труда, числа сотрудников и других критериев. Представитель организации оставил данные об открытых отделениях банка.

Затем корреспонденту позвонил сотрудник ВТБ. В этом банке также нужно открыть расчетный счет и отправить заявку, после — предоставить документы и дождаться ответа в течение двух дней. Затем открывается зарплатный проект и всем сотрудникам стоит выпустить карты ВТБ. «Сейчас такие кредиты предоставляют шесть банков в Ростовской области, но в центре представлены два», — следует из слов представителя банка.

Так, в «Промсвязьбанке» предлагают оформить заявку на получение нулевого кредита по двум документам: по сведениям о застрахованных лицах и информации об обороте компании (выписка из интернет-банка или карточка 51 счета из 1С).

Что касается нескольких местных банков, то они с такими выплатами не работают. Сотрудник «Дон-Тексбанк» сообщил, что организация не занимается выдачей «нулевых» кредитов. Представитель «ЮГ-Инвестбанка» также рассказал, что никаких распоряжений насчет программы у них нет.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олег Дереза отметил, что на прошлой неделе было выдано порядка 60 кредитов. «Сейчас гораздо больше, мы находимся в контакте с руководством „Сбербанка“ отделения Ростовской области. Более того, неделю назад было получено разъяснение, что можно давать кредиты не только тем предприятиям, которые имеют счета в банке и зарплатные проекты, а просто любым предпринимателям, которые попадают под критерии о данной льготе», — рассказал собеседник.

В частности, он уточнил, что компании должны быть в списке пострадавших отраслей. «На прошлой неделе он был расширен, и туда попала торговля непродовольственными товарами, это большой охват», — добавил Олег Дереза.

По его словам, банки продвинулись в требованиях к получателям этой льготы. И для тех, кто решится ее получить, мера будет полезной.

Отдавать нечем

Омбудсмен прав предпринимателей при этом отметил, что бизнесмены, которые пострадали, не работают, соответственно, у них нет доходов. «Будут ли они брать кредиты порядка МРОТа на каждого работника? Получив его и выдав в виде зарплаты, предприниматель еще должен заплатить 15% Единого социального налога на эту выплату», — пояснил собеседник.

Уполномоченный считает, что пока нет полной статистики, чтобы говорить, сколько пострадавших представителей малого и среднего бизнеса будут брать эти кредиты. «Но я слышал от многих предпринимателей, которые не собираются этого делать, что им потом будет нечем отдавать эти деньги», — сообщил он.

Владелица ростовского салона красоты, которая попросила не называть ее имя, рассказала, что ее организация не работает, как и все салоны. «Всех сотрудников никто никогда не оформляет. У меня 12 работников, из них оформлены трое», — сообщила собеседница. По ее словам, работодатель платит 50% от зарплаты работника, а не 13%, как думают многие. «Поэтому если человек оформлен на 11 тысяч, то 5 500 в месяц нужно заплатить. Если всех оформлять, то это можно просто закрыться и все», — пояснила она.

Руководительница салона сообщила, что не собирается пользоваться мерами поддержки. «Что мне делать с этим нулевым кредитом? Кому мне зарплату выплачивать? Получается, я спасу только троих? Тогда уже никого не спасать», — сказала она.

По ее словам, сейчас сотрудники числятся в салоне, но находятся в неоплачиваемом отпуске. «Я даю добро работать на дому, потому что понимаю, что людям есть нечего. Но допустим, мужская стрижка у себя дома — это не очень безопасно и гигиенично. Кто придет? Плюс маленькие черные волоски забиваются везде», — рассказала собеседница. Она пояснила, что поэтому парикмахеры предпочитают выезжать на дом к клиентам, но это также может быть небезопасно.

«Все настроены позитивно. Ждут, когда это закончится. Но я не думаю, что мы выйдем на работу все. Кто-то уйдет в другие сферы, может быть, в ту же „Пятерочку“ — хоть какие-то деньги. Если в июне начнем работать, то еще ничего. Если застой затянется до сентября, то можно закрываться», — заключила она.

Руководитель одной из музыкальных школ Ростова рассказал, что для его бизнеса ситуация с коронавирусом является «убийственным фактором». «Только половину учеников удалось перевести на онлайн-обучение, ни о каком обновлении клиентов не идет речи, и долго мы так не протянем. Продажи упали вдвое, соответственно, зарплаты тоже, мои работники страдают так же, как и я», — сообщил он.

Предприниматель не планирует использовать меры поддержки, поскольку не видит в них смысла. «Даже нулевые кредиты на зарплату нужно в итоге отдавать, это не безвозмездная помощь. Что касается других известных мне коммерсантов, то все они без исключения сократили фонд оплаты труда: у кого сотрудники работают сдельно, у тех это происходит автоматически с сокращением объема выпуска, у кого сотрудники на зарплате — те заставляют писать их заявления на отпуск за свой счет», — заключил спикер.

После карантина денег тоже не будет

Старший аналитик центра «Альпари» Анна Бодрова полагает, что пока «нулевое» кредитование предусмотрено на выплату заработной платы для компаний, имеющих соответствующие зарплатные проекты. «И это совсем не роскошь и не дар свыше: это довольно сложная программа, внутри которой можно рассчитывать на выплату сотрудникам МРОТ. Кроме того, эти средства придется возвращать, и с большой долей вероятности банки охотнее выдают эти займы тем компаниям, которые с точки зрения текущих финансовых средств смотрятся более устойчивыми. Иными словами, помогают тем, кому могут помочь», — объяснила она.

По мнению Анны Бодровой, эта кредитная идея не идеальна, потому что рассчитана на то, что в бизнес сразу после отмены мер самоизоляции вернется прежний поток потребителей. «Расчет на это делается именно потому, что деньги надо с чего-то отдавать», — добавила аналитик. Однако специалист считает, что этого не произойдет: у потребителя, вышедшего с карантина, почти нет свободных денег, а еще он совсем не понимает, что будет с его доходами и тратами далее. «Поэтому на оживление потребительского спроса резко и бурно можно даже не рассчитывать. Основанием для экономического подъема такая мера точно не станет, так как ее недостаточно», — заключила эксперт.

По ее словам, в настоящий момент жизнеспособность бизнеса зависит от нескольких факторов, в их числе наличие или отсутствие трат на аренду мощностей и помещений, степень кредитного обременения, наличие или отсутствие свободных финансовых средств на оборот, а также сектора, где занят бизнес. «В сфере услуг 80% микро- и малого бизнеса или уже погибло, или погибнет в ближайшее время. Лучше всего себя чувствует продуктовый ретейл, производство продуктов питания и, может быть, точечные ниши с уникальным предложением», — подытожила Анна Бодрова.

#Аналитика
Подпишитесь