Вслед за санаториями открыться должны отели, гостиницы и рестораны, но какие к ним предъявит ограничения главный санитарный врач страны Анна Попова, только с ужасом можно догадываться. Когда гостиницы вновь заработают после карантинных мер из-за коронавируса, и будет ли стоимость отдыха для ростовчан на краснодарских берегах дешевле — в материале корреспондента RostovGazeta.
«Передумавший» Роспотребнадзор
Роспотребнадзор РФ 21 апреля опубликовал «Рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19».
Требований к санаториям предъявлено много, но больше всего представителей оздоровительного туризма возмутило решение ведомства селить людей в номера не менее, чем на две недели, практически полностью переоборудовать их, чтобы легче было проводить санобработку, а также организовать «питание в номерах».
Спустя месяц после жалоб и предложений бизнес-сообщества многие спорные подпункты в Рекомендациях к санаториям Роспотребнадзор убрал. В новых документах уже не говорится о 14-ти днях обязательного отдыха, нет требований о питании в номерах, запрета на обои и ковролин.
Согласно распоряжению ведомства от 21 мая, людей должны заселять в пансионаты только при наличии справки об отсутствии COVID-19, семьям разрешили поселиться в одном номере, ковры должны обрабатываться ковромоечными машинками с химическими средствами, а обои — подвергаться сухой обработке. Также, согласно новым правилам, шведский стол не отменяется, пляжи можно посещать, если в санатории выявят заболевшего — отель не превратят в обсерватор, а продолжительность не менее 14 дней заезда не обязательна.
Председатель комиссии Общественного совета Ростуризма Дмитрий Богданов ликует — добились своего: «Наши коллеги из Роспотребнадзора учли многочисленные обращения, включая письмо главы Ростуризма и внесли коррективы в Рекомендации санаториям. Там теперь есть значительные облегчения, хотя и много моментов осталось спорных. Но положительное движение есть, и оно весьма серьезное», — написал он на своей странице в Facebook.
Вслед за пансионатами в России должны открыться отели, гостиницы и рестораны, этого ждут тысячи предпринимателей. Но какие рекомендации и требования выставит Роспотребнадзор к ним и смогут ли они работать с новыми требованиями — большой вопрос.
Страшно подумать
Генеральный директор ООО «ТКФ «РЕЙНА-ТУР НТВ» Татьяна Нечепаева владеет двумя гостиницами в Ростове. Она не получила от государства почти никакой финансовой помощи. Лишь за один месяц ее 70 сотрудников получили заработную плату из бюджета в размере 12500 рублей.
Беспроцентный кредит на выплату зарплаты за остальные месяцы от банков получить Нечепаева не смогла, так как у нее огромный кредит. Заем предприниматель ранее оформляла для того, чтобы построить два отеля. Гостиницы построены, они сейчас, естественно, не работают, а кредит в 700 тысяч рублей в месяц платить надо. Также никто не отменил коммунальные платежи, которые в месяц составляют 250-300 тысяч рублей. На днях коммунальщики пригрозили Нечепаевой судом за невыплату по платежкам, долг по отелям у нее составляет уже более полумиллиона рублей.
«По кредитам нам надо в месяц 700-800 тысяч платить, а деньги неоткуда брать. „Сбербанк“ на три месяца перенес выплаты этих кредитов. Но опять, мы выйдем и нам надо заплатить эти долги. Два месяца уже закончились, сейчас третий месяц заканчивается. Мы (гостиницы) будем открываться в последнюю очередь. И уже известно, что многие предприятия отложили командировки, для кого мы будем открываться?», — спрашивает Нечепаева.
Так как требования к санаториям были «жесткие», как полагает спикер, к отелям и гостиницам — могут быть еще более «напряженные идеи».
«Если туркомпания может в онлайн-режиме работать, с гостиницами все гораздо сложнее. Никто не ожидал этого кризиса. Из гостиницы уходит часть сотрудников, пишут заявления. С чего платить зарплату, если кредит мне не дали? С 1 июня выходит программа новая, надеемся что заработает, особенно по налогам. То, что сейчас происходит (меры поддержки) — „мертвому припарка“. Только на один месяц по 12 тысяч рублей получили 70 моих сотрудников из бюджета. Мы просили беспроцентный кредит на зарплату, но так как у меня уже был кредит — нам отказали. В туристической компании ничего я не получила. У многих, кто занят в туристической отрасли, сейчас „паническое настроение“», — говорит Нечепаева.
Бизнесвумен закрыла два туристско-информационных центра — в аэропорту и на вокзале. Платить аренду в 100 тысяч в месяц в аэропорту в это непростое время она считает нецелесообразным. Также ей пришлось закрыть два собственных офиса по городу. Как полагает собеседница, около 40% из сферы туриндустрии закроется в Ростовской области в связи со сложившейся ситуацией.
«Все понимают, что рынок будет восстанавливаться до 2024 года. Не каждый сможет пережить этот кризис. „Тянуть“ аренду будет сложно, так как международные перевозки станут очень ограниченными. Мы не ожидаем наплыва гостей, широкого туризма по России тоже не ожидаем. Территорий в России для отдыха достаточно, но много где надо поработать над сервисом, инфраструктурой, ценовой политикой, я не верю в это», — говорит предприниматель.
Требования для открытия санаторных объектов Роспотребнадзора Нечепаева назвала «нереальной историей».
«Могу предположить, что по отелям тоже будет много требований. У нас годовая „заселенность“ была 50-60%, мы считали ее нормой. Рынок после Чемпионата мира по футболу в Ростове был переполнен, построено много гостиниц, сейчас, не думаю, что будет больше гостей. Вообще нереально о 14-ти днях „обязательного заселения“ говорить, если средняя продолжительность заселения у нас в регионе 1,5-2 суток. Чаще всего наши гости — это деловой сегмент», — считает Нечепаева.
Об общих убытках спикер пока не может точно сказать, но потери в ее компаниях исчисляются миллионами.
Отдых стал дешевле
Член президиума Альянса туристических агентств (АТА) Алексан Мкртчян считает, что пик спроса на российское побережье придется на август, на зарубежные курорты Кипр, Грецию и Турцию — на сентябрь. В первую очередь, полагает он, будут продаваться туры в Краснодарский край, во вторую — в Крым.
«Первые туристы поедут уже в июне, с 1 июня открываются все сферы размещения. В Краснодарском крае открываются более 160 мест размещения. Понятно, что в июне загрузка в отелях составит около 30%, в июле — 60%, а в сентябре — «перевалит» за 80%. Люди обращаются (в турфирму), это не с потолка цифры. Спрос видим, и с каждым днем все больше и больше»», — говорит Мкртчян.
Он добавил, что «уходят одиозные требования Роспотребнадзора и приходят более или менее адекватные решения».
«Сейчас уже в Сочи вечером люди купаются в море, пляжи закрыты официально, но никто не гоняет. Мы можем спрогнозировать, что в июле пляжи будут полностью открыты. В Краснодарский край можно ехать с 1 июня, только путевку нужно приобретать. С 15 июня можно поехать на отдых в Крым. У многих отельеров было искушение поднять цены, потому что они понимали, что летом мало кто поедет за границу, но они сумели справиться с этим искушением. В июне в гостиницах цены на 15-20% ниже, чем в прошлом году, а в июле — августе гостиницы сумели оставить цены на уровне прошлого года», — комментирует Мкртчян.
Спикер добавляет, что не ждет больших продаж туров на Мальдивы стоимостью в 5 тысяч долларов, но отдых в Архипо-Осиповке на семью из трех человек за десять тысяч рублей «будет продаваться хорошо». Мкртчян также полагает, что отдых в Турции, Кипре или Греции не подорожает, так как стоимость билетов авиакомпании не планируют повышать.
Об убытках Мкртчян, как генеральный директор сети турагентств «Розовый слон», не хочет говорить, считая эту «историю неинтересной для читателей».
«Я в индустрии турбизнеса уже более 30 лет. Я привык, что здесь очень быстро может все развалиться, но также быстро все может восстановиться», — отметил он.
Коэффициент не позволит
Данные по зараженным коронавирусом в Ростовской области меняются ежедневно. Если в понедельник коэффициент распространения инфекции составлял 1,57, то уже во вторник — 0,93. Коэффициент этот важен для того, чтобы Роспотребнадзор разрешил открыться гостиницам и вслед за ними ресторанам, эта цифра должна упасть до 0,5.
Начальник Управления туризма и межрегиональных связей Министерства экономического развития Ростовской области Инна Шинкина вышла к правительственному Штабу с инициативой открыть гостиницы для «командировочных», но в штабе ее призыв не услышали.
«Анализ убытков в пострадавших сферах будет позже, сейчас не сможем просчитать все цифры. Нужна исследовательская работа, она будет проведена в летний период. С 1 июня было сказано, что туризм начнет работать. Сейчас пытаемся добиться, чтобы гостиницы открылись в первом этапе. Однако на данный момент мы не попадаем первым этапом, потому что у нас коэффициент распространения инфекции завышен. По гостиницам (срокам открытия) четких распоряжений пока нет», — говорит Шинкина.
Представители Минэкономразвития региона подготовили запрос в налоговую службу, они просят поддержать тех предпринимателей, у которых гостиничный бизнес не является основным видом деятельности.
«Налоговики ставят „во главу угла“ основные ОКВЭДы (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), тут существует проблема. Мы хотим, чтобы учитывали и не основные ОКВЭДы. Если организация занимается строительством заводов и ТЦ, а потом они занялись стройкой гостиницы, и гостиничная деятельность у них стоит в перечне деятельности не основным, ей помощь от государства не приходится ждать. А гостиница уже стоит, 4 звезды, если она принадлежит организации, у которой основной ОКВЭД — строительство заводов, им не надо оказать поддержку? Надо дать возможность отельерам получить эту помощь», — возмущается Шинкина.
Сейчас, по словам спикера, суммарную статистику по убыткам в пострадавших от коронавирусной изоляции сферах посчитать невозможно. Это можно будет сделать в конце года, когда поступит отчетность от предприятий.
Ушли с рынка
Владельцы гостиниц в Ростове уже не верят, что в ближайшее время смогут вернуться в привычный ритм. Это видно на сайтах бесплатных объявлений. Только за последний месяц на «Авито» появились десятки объявлений о продаже гостиниц в городе. Отели разной степени роскоши — от 8 до 100 миллионов рублей продаются по всему Ростову.
К примеру, четырехзвездочный отель «Вилла де Вилль» с собственным рестораном на проспекте Михаила Нагибина (980 квадратных метров) владельцы сейчас пытаются продать за 93 миллиона рублей.
Всего за последние три месяца, согласно данным системы СПАРК, в регионе ликвидировались 2922 компании. Подавляющее большинство из закрывшихся составляют рестораны (63) и турагентства (32). Обанкротились в области за это время четыре гостиницы. При этом, за эти месяцы зарегистрировалось в Ростовской области всего шесть новых компаний.
За последние сутки в Ростовской области число инфицированных увеличилось на 203 человека и составило 4133 заразившихся. На каждые 100 тысяч населения приходится 98,3 случая заражения.
Читайте также: Роспотребнадзор призвал продлить режим самоизоляции в Ростовской области