Многие не знают о существовании бесплатных похорон, а те, кто знает, — не могут воспользоваться этими услугами по разным причинам. Холодильники в моргах заполнены, «госзадание» по числу трупов на одного сотрудника морг БСМП №2 перевыполняет в два раза. Почему, если ты беден, похоронить человека без лишней бюрократической суматохи сегодня практически невозможно, в материале RostovGazeta.
Бесплатные похороны за 2 недели
У двух подруг в семьях одновременно, 8 июля, умерли престарелые родственники. В Ростове Ева должна была кремировать 74-летнего отчима, а в Волгодонске родные Оксаны решали, как похоронить умершую бабушку. Героини просят не называть свои полные ФИО.
Тело отчима Евы до сих пор не кремировали, церемония должна состояться 21 июля, а бабушку Оксаны смогли похоронить только 14 июля. Женщины поделились своими историями о подготовках к похоронам в Facebook, разгорелось оживленное обсуждение.
В телефонном разговоре с журналистом RostovGazeta Ева подтвердила, что живет за 80 км от мамы, узнав о смерти отчима, она отправилась помочь ей с похоронами.
«Мама одна. Жара, труп. Что делать? Позвонила в 112: „сейчас приедет участковый и врач“. Участковый говорит, я сейчас к вам приеду и начинает предупреждать, что ко мне придут агенты ритуальных услуг: „я сейчас уйду и придут (агенты) и будут вас разводить“. У меня денег нет, меня так не разведешь», — рассказывает Ева.
Но агенты приехали за покойником до того, как ушел участковый.
«Я же не звонила в единую службу ритуальных услуг. Кто сливает инфу: 112, морг, врачи? Меня взбесило. К смертям я отношусь адекватно. Умер человек по старости, жил без двух ног, врач говорил, что долго он не проживет. Мы были готовы к этому. Главное было — труп лежит. С этой шумихой они (агенты) начали приходить, уходить, оставлять визитки, звонить», — продолжает Ева.
Участковый обещал передать бригаде муниципальной службы второй номер Евы, чтобы она «не наткнулась на аферистов». Всю ночь, со слов женщины, к ней наведывались работники частных похоронных бюро. Агенты предлагали свои услуги, снижая завышенные цены. За всей этой суматохой она вместе с «частниками» выгнала и бригаду с муниципальным катафалком.
Прибывшая муниципальная бригада, со слов Евы, не собиралась спускать тело, ей пришлось пугать их прокурором и участковым. Умер мужчина вечером 8 июля, бесплатно забрали тело и доставили в морг на БСМП 2 на следующий день в 7 утра.
За кремацию у Евы муниципалы попросили 30 тысяч рублей, затем сделали скидку и снизили цену до 20 тысяч. Но и эта цена ее не устроила, тогда ей предложили «социальные похороны».
В морге, как говорит Ева, с нее потребовали 4300 рублей, но в итоге она ничего не заплатила, устроив «скандал» с заведующей. Тело ее отчима до сих пор в морге, так как в «бесплатном» крематории нет света. «Социальная» кремация обошлась ей в 9 тысяч рублей, церемонию обещали провести во вторник, 21 июля.
Получается, отчима Евы смогут похоронить бесплатно лишь спустя две недели после его смерти. При этом, женщина вместе с матерью прошли все круги ада, ждали бесплатный катафалк всю ночь, «припугнули» работников бригады катафалка прокуратурой, чтобы те бесплатно спустили труп, в морге ей предложили услуги, в которых не нуждался умерший и его родственники, в МУП ей рассказали о кремации за 30 тысяч рублей и только после этого сообщили о муниципальных похоронах. Наконец, в муниципальном крематории готовы были кремировать останки отчима Евы, но там проблемы с электричеством.
По закону все эти услуги муниципалы бесплатно должны предоставлять, но на каждом этапе родственники сталкиваются с вымогательством, нежеланием сотрудников государственных учреждений выполнять свою работу на безвозмездной основе.
Заведующая отделением экспертизы трупов (морг) ГБУ Ростовской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Элеонора Бельская рассказала, что помнит Еву, устроившую «скандал» в морге.
«Труп поступил 9 июля (четверг), два выходных, в понедельник вскрыли, и 14 июля они пришли за справкой. Единственное, скорее всего, она задавала вопрос администратору насчет подготовки тела к выдачи. Эта услуга стоит 4700 рублей. Но его не надо было приводить в порядок. Я ей сказала: если какие-то материальные трудности, давайте захороним за государственный счет. Если люди не нуждаются в наших услугах — бесплатно одели и выдали», — говорит Бельская.
На весь Ростов всего два бесплатных катафалка — один суточный, другой дневной, подтвердила Бельская.
В Волгодонске, как рассказывает Оксана, родственники заплатили 5800 рублей сотрудникам морга, чтобы те отдали труп бабушки.
«Бабушка умерла 8 июля, а похоронили только 14 июля. Родственники молча отдали деньги, без квитанций. Помыли и одели. Пять дней продержали. Они просили деньги, говорили: „звоните завтра“. Смогли забрать тело, только заплатив 5800 рублей», — рассказывает Оксана.
В начале июля в Волгодонске умер еще один родственник Оксаны.
«За него (тело) отдали 52 тысячи рублей. Чтобы быстро его похоронили, сказали: холодильник не работает, будет лежать просто так гнить. Деньги нашли, заняли. На следующий день труп отдали. У него был инсульт много лет, он просто лежал», — говорит она.
Пожилые родные Оксаны заплатили, скорее всего, похоронному агентству, а не сотрудникам морга. Так как за 52 тысячи рублей им предоставили «комплексно» все услуги — от морга до кладбища. Но почему сотрудники морга не общались с родственниками умершей, не рассказали о МУПах и бесплатных похоронах — неизвестно.
Сотрудник Волгодонского отделения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» обещал журналисту RostovGazeta пересказать инциденты с родственниками Оксаны своему руководителю — Дмитрию Коптеву. Однако Дмитрий Борисович не счел нужным перезвонить и разъяснить ситуацию.
Госзадание по трупам
В день, по словам Элеоноры Бельской (завотделением экспертизы трупов в «Бюро судебно-медицинской экспертизы») морг при БСМП принимает около 50 умерших, 70% из них — от 96 до 103 лет.
«Это вообще не наш профиль, а не принять мы не вправе, потому что у них есть направление на судебно-медицинское исследование. Мест мало, естественно, морг не рассчитан на такое количество трупов, мы сейчас капремонт проводим, появится еще один холодильник. Один холодильник рассчитан на 30 умерших, а мы помещаем 50», — рассказывает Бельская.
Умерших естественной смертью людей не нужно привозить в морг. Участковые врачи имеют право выдавать медицинское свидетельство о смерти, после чего родственники могут похоронить человека.
Однако, если речь идет о муниципальных похоронах, как в случае Евы, тело ее отчима должно было пролежать дома две недели, пока в крематории не появится свет. Именно поэтому и многие привозят тела в морг — на «сохранение», тем более, летом. Отсюда и загруженность сотрудников морга и нехватка мест в холодильниках.
В основном, внеочередное вскрытие заказывают иногородние, чтобы побыстрее добраться до дома и похоронить человека, уверяет Бельская. На сайте Бюро есть все расценки на дополнительные услуги.
«Мы принимаем только по направлению правоохранительных органов для проведения судебно-медицинского исследования. Если человек наблюдается в поликлинике, надо идти к врачу получать медсвидетельство, а люди этого не знают и везут к нам. А мы не имеем право не принять тело, если есть направительный документ, который выдает участковый», — говорит Бельская.
По ее словам, похоронную службу пора монополизировать, «найти одного хозяина», который создаст сайт, четко и синхронно пропишет алгоритм действий при смерти человека.
«Как к ним (частникам) адреса попадают — это вопрос. Кто передает данные, только предположить могу: если скорая уезжает — они передают, если полиция — они», — говорит она.
За текущий год (последние шесть месяцев) в морг на БСМП привезли 4450 трупов. У учреждения, оказывается, с 2013 года есть госзадание, как и в любых других государственных организациях.
«За полгода в наш мог привезли уже 4450 трупов, при госзадании — в 4300 на наш штат. То есть 20 сотрудников в год должны выполнять такую нагрузку. Перевыполняете — никого не волнует. Лишь бы меньше не было. Милиция хоть находит выход, а нам что? Выходить на большую дорогу?», — спрашивает Элеонора Бельская.
Платно-бесплатно
Самые дешевые похороны в Ростове за счет бюджета могут стоить 4400 рублей, сюда входит гроб, катафалк, деревянная табличка и яма.
Подзахоронение к родственникам (отдельная услуга) на Северном кладбище стоит восемь тысяч рублей. Эти цифры озвучивает сотрудница МУП
Специализированных коммунальных услуг Ростова-на-Дону.
Регулирует все похоронные вопросы в РФ Федеральный закон от 12.01.1996 № 8 ФЗ «О погребении и похоронном деле». В статье 9 «Гарантированный перечень услуг по погребению» говорится, что оформление документов, предоставление и доставка гроба, перевозка тела на кладбище или крематорий, а также погребение — осуществляется бесплатно. После похорон родственники получают компенсацию, но не более 4400 рублей.
На новом кладбище в районе поселка Большие Салы самые «простые» похороны МУП готов организовать примерно за 20 тысяч рублей. В эту сумму также входит оформление всех документов.
«В морге все бесплатно, сколько надо — столько и лежит тело. Чтобы быстро все сделали — 5760 нужно заплатить — это внеочередное вскрытие. Вот его зарегистрировали, на следующий день, если вы заплатите, его вскроют. Если не заплатите, трое суток пройдет и после выдадут справку. Чтоб вы понимали, покойный приходит в такое состояние, что не всегда могут попрощаться родственники. Гроб закрытый. Но внеочередное вскрытие — это ваше желание», — говорит сотрудник МУП Специализированных коммунальных услуг Ростова-на-Дону.
В Ростове есть четыре «офиса» МУПов, занимающихся бесплатными похоронами. Вся информация открыта, цены расписаны.
Сотрудник регистратуры морга при БСМП в телефонном разговоре не ответил на вопрос прямо — какие услуги предоставляются платно, какие — бесплатно.
«Есть фиксированная плата, все зависит от состояния умершего. Подготовка тела к выдаче — 4290. Есть платное вскрытие, есть бальзамация. Когда будет тело, можно будет о чем-то говорить», — сказала она.
«Прикормленные»
Больше всего людей раздражают сотрудники частных агентств и похоронных бюро, которые порой раньше врачей и полицейских приезжают к родственникам умерших.
«Все прикормлены, все работают: МЧС, скорая, участковые… Они меняются, передают друг другу „клиентов“. Раньше такого не было, 12 лет назад была единая служба — МУП, и не стояла такая проблема. Когда все развалилось, предприятия начали „пилить“, ни к чему хорошему это не привело. Появилось много предпринимателей, многие из полиции ушли в похоронное дело. Раньше только в Москве и Санкт-Петербурге был такой ажиотаж с „частниками“, в Ростове в последнее время это появилось. Людям надо писать в прокуратуру, а не в СМИ жаловаться», — говорит директор одного из частных похоронных бюро в Ростове.
Наш собеседник, как он уверяет, не платит никому за личные данные умерших, поэтому зарабатывает намного меньше своих конкурентов.
Нет ни одного сайта, где можно было бы посмотреть количество ритуальных агентств в Ростове-на-Дону. Похоронные бюро появляются хаотично по всему городу. К примеру, в районе улиц Большая Садовая и Красноармейская работают девять ритуальных агентств.
Приложение «2ГИС» показывает в Ростове 75 похоронных бюро, а «Яндекс карты» — 55. В каждом бюро могут работать, к примеру, по 3 сотрудника. Берем среднюю цифру — 60 агентств в Ростове, 180 агентов. Если только один морг БСМП в день принимает 50 умерших, на один труп приходится — по три агента.
Акт выполненных работ
Сотрудники моргов, оказывающие услуги по захоронению на возмездной основе, обязаны предоставлять родственникам умерших пакет документов по оказанию услуг.
«Родные, заплатившие деньги в моргах, должны получить договор на оказание услуг, кассовый чек (товарный, приходный кассовый ордер), а также акт выполненных работ (оказанных услуг). Отказ в выдаче потребителю каких-либо документов по факту оказания услуг и их оплаты позволяет обратиться в Роспотребнадзор, а также в суд за защитой своих прав.», — комментирует адвокат РОКА «Советник» Мария Столповских.
Спикер добавила, что Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» не содержит прямого указания на перечень лиц, которым гарантируется бесплатное оказание услуг по погребению.
«Это можно выяснить только при совокупном анализе норм данного закона. Что касается возмездного оказания похоронных услуг, эта сфера законом вообще не регулируется», — сказала Мария Столповских.
Для граждан, «торгующих» личными данными умерших, предусмотрен штраф от трех до пяти тысяч рублей, должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, юридических лиц — от 50 до 75 тысяч рублей.
В апреле прошлого года бывшего директора муниципальной компании «Специализированные коммунальные услуги» Олега Скрипку приговорили к восьми годам строгого режима.
В 2017 году Скрипку задержали за вымогательство взятки у бывшего директора кладбища Сергея Гончарова. Чиновник потребовал деньги за оперативную кремацию умерших. Всего Гончаров отдал Скрипке через посредника — начальника участка Пономарева — полмиллиона рублей.
Пономарев осужден к шести годам общего режима. Оба обвиняемых должны заплатить штраф в размере 11,9 млн руб.