Почему помощь государства ощутили не все предприниматели и как некоторые рестораторы умудряются не только «выживать», но и ставить условия перед клиентом, в материале корреспондента RostovGazeta.
Меньше на 10 тысяч
По информации системы «Спарк», в 2019 году в Ростовской области ликвидировались 25 230 индивидуальных предпринимателей, а в 2020 году — число закрытых ИП составило 35 070.
Тенденция к увеличению числа закрытых ИП в регионе прослеживается с 2015 года, тогда в регионе ликвидировались более 18 тысяч индивидуальных предпринимателей. В 2018 году закрылось чуть более 22 тысяч ИП, а годом ранее — 20 тысяч ИП.
Открытых официальных данных по числу ликвидированных ИП в Ростовской области у налоговой службы нет. Редакция направила запрос в региональный УФНС, на момент публикации материала ответ не получен.
Больше всего пострадал в этом году ресторанный туристический бизнес. В Ростовской области ликвидировались более трех тысяч предпринимателей, занимающихся ресторанным бизнесом и доставкой продуктов питания. Также закрылись в регионе более двух тысяч ИП, предоставляющих парикмахерские услуги и около 500 туристических агентств.
Избирательная помощь
В торговом центре «РИО» ростовскому бизнесмену пришлось «с приходом» коронавируса закрыть кондитерское кафе на фут-корте. Точка общепита успешно существовала с 2017 года. Всего в ТЦ закрылись четыре кафе во время пандемии.
«Закрылись 28 марта по распоряжению правительства Ростовской области. Через три месяца пришлось ликвидировать ИП. Неопределенная ситуация была с арендной платой и с сохранением заработной платы сотрудникам. Помощь от государства, которую озвучивали, она не до всех дошла», — рассказывает предприниматель, пожелавший не озвучивать свое имя.
Компенсацию от государства бизнесмен не получил, так как основной вид его деятельности по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) не попадал в программу помощи.
«У меня основной код ОКВЭД был не ресторан и кафе, а иной. А в постановлении Правительства четко было написано, по каким кодам экономической деятельности предоставляется поддержка. Ведь до пандемии никто не обращал на коды внимание, и бухгалтер не давал мне таких советов. Поэтому компенсацию я не получил», — говорит он.
В течение двух месяцев предприниматель выплачивал арендную плату, налоги, а также зарплату своим сотрудникам. Общая трата за месяц составляла около 100 тысяч рублей.
«Закрыл ИП в июле. Все было так неопределенно, а тянуть смысла не видел. Платить аренду и зарплату… Это приличные деньги. Уже в преддверии Нового года я могу понять, что принял абсолютно правильное решение, в противном случае уже, что называется, по миру бы пошел. Настолько все непонятно, куда вкладывать средства, когда вновь заработает все. Сейчас кафе на вынос работают или на доставке. Пока живу на предыдущих накоплениях, думаю, до весны дотяну», — рассказал бизнесмен.
Чек от 15 тысяч
Некоторые рестораны в Ростове-на-Дону, которые посещает «золотая молодежь», процветают, а семейные заведения «загибаются», рассказывает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олег Дереза.
Всего же численность МСП (малое и среднее предпринимательство) на декабрь 2020 года в сравнении с прошлым годом, уменьшилось примерно на 10 тысяч.
«На декабрь 2019 года было зарегистрировано в налоговой около 174 тысяч МСП, а в декабре этого года — 164 тысячи. Разница небольшая. Новые ИП открываются, если человек в пандемию открывает бизнес — это неплохо. Если бы было 25-30% больше закрытых предприятий — это считалось „массовое закрытие“. Но так мы видим, что воспроизведение есть. Но и эта цифра неполная. В конце года надо посмотреть на объем товаров и услуг, которые были произведены. Этих данных пока нет», — говорит Олег Дереза.
По словам собеседника, в Шахтах в этом году на шесть тысяч предприятий больше, чем в 2019 году, добавил спикер. Хотя, этот город «не самый позитивный» в плане ведения бизнеса.
«В модных заведениях, которые и были „модными“ до пандемии коронавируса, на выходных сейчас сложно заказать столик. Некоторые рестораторы говорят, что на человека чек не должен быть меньше пяти тысяч рублей. Только с этим условием „гости“ могут забронировать стол. А в радиусе трех километров другой „семейный“ ресторан — „загибается“. Потому что сюда не ходит „богема“ или „золотая“ молодежь», — рассказывает Олег Дереза.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей добавил, что эпидемия коронавируса также серьезно повлияла на гостиничный бизнес и туризм.
«Сейчас все совещания проходят по видеоконференцсвязи. „Деловой“ туризм ушел из Ростова, зимой это особенно ощутимо. Потери будут неизбежны», — сказал Олег Дереза.
Смогут возродиться
Официальная статистика по числу закрытых ИП в Ростовской области далека от реальности, считает глава Ассоциации защиты бизнеса, сопредседатель «Партии Роста» Александр Хуруджи.
«Закрыться не так-то просто, если это не ИП без работников, зачастую процедуре формального закрытия препятствует наличие долгов, обязательства перед банками, налоговой, арендодателями… Поэтому, корректно говорить о предпринимателях, которые фактически приостановив деятельность. Юридически предприятие не закрыто, однако деятельности не ведет, с учетом моратория на банкротство, дороговизны процедуры ликвидации многие предприниматели, минимизировав издержки на предприятие, фактически откладывают проблему на потом, переходя в режим отписок от ведомств, подавая какие-то минимальные формальные документы. Поэтому реальный масштаб сокращения бизнеса мы увидим через несколько лет, кто-то будет ликвидирован налоговой. Кто-то попадет под банкротство, но хочется верить, что прошедшие испытания столькими кризисами наши предприниматели смогут возродиться, не перейдут в более спокойный статус наемных сотрудников, извлекут уроки и станут еще сильнее», — говорит Александр Хуруджи.
Читайте также: Рынок трудоустройства в Ростове лишился свыше 4 тысяч рабочих мест