Несладкая жизнь: почему диабетикам Ростовской области не хватает инсулина

12 февраля 2021, 11:21
Диабет занимает четвертое место среди болезней, которые становятся причинами смерти. По статистике, в Ростовской области ежегодно на 10% увеличивается число больных сахарным диабетом. И это только выявленные случаи. В реальности цифра может оказаться в два раза больше.

Врачи уверены, что при регулярном использовании спецсредств и лекарственных препаратов, можно успешно преодолевать болезнь.

Какова обеспеченность диабетиков Дона жизненно значимыми медикаментами, почему возникают перебои с их поставками, разбирался корреспондент RostovGazeta.

Новогодние задержки

Ежегодно из бюджета выделяются средства на обеспечение больных диабетом дончан лекарственными препаратами, тест-полосками и расходными материалами.

«Диабет стоит не на первом месте в списке тяжелых болезней, но только при диабете пропуск дневной дозы инсулина может привести к смерти», — сообщает президент региональной диабетической общественной организации «Диа-Град» Владислав Величук.

Именно поэтому каждый пациент с сахарным диабетом старается хранить в своем арсенале небольшой запас инсулина и тест-полосок. На тот случай, если жизненно важные препараты перестанут выдавать. Необходимость создания такого запаса диабетик более чем с 20-летним стажем Владислав Величук объясняет тем, что в конце и начале каждого года традиционно возникает дефицит из-за новогодних каникул, во время которых прекращают работу склады и службы доставки.

«Неужели ничего нельзя сделать для того, чтобы избежать такого пробела? Например, создать резервный запас на это время», — предлагает Величук.

По сообщениям пациентов в специализированных группах мессенджеров, в этом году регион как никогда ощутил серьезный дефицит всех медицинских средств для диабетиков. Инсулин «Тресиба» пациенты якобы не получали с ноября, тест-полоски — с декабря, а расходные материалы к инсулиновым помпам — с октября.

«Это та информация, которую я отслеживаю в группах. Рецепты на выдачу жизненно важных лекарств стоят на контроле. Сейчас некоторые люди стали получать только за декабрь, — говорит Владислав Величук. — Я лично в ноябре отсылал инсулин „Тресиба“ в поселок Каменоломни. Проблема заключалась в том, что детей в НИАПе перевели на инсулин с другим действующим веществом. Им назначили „Тресиба“. Там же, в НИАПе, выдали объем препарата на неделю. Дети выписались, а в поликлинике по месту жительства оказалось, что запаса инсулина „Тресиба“ нет. В Фармуправлении, которое отвечает за обеспечение региона лекарствами, пояснили, что надо потерпеть неделю. А как детям терпеть?».

«Заблокированные» рецепты

Отсутствие инсулина ощутила жительница поселка Александровка Карина Ткачева. Сахарный диабет у ее 13-летней дочери был выявлен недавно, в конце 2020 года.

«Но в начале января мы лежали в больнице с сильнейшим отеком Квинке и у ребенка в три раза выросла потребность в инсулине. Все запасы были израсходованы. После больницы, в поликлинике, нам выписали рецепт. С ним я обратилась в льготную аптеку, где мне и сообщили, что закупки лекарства еще не проводились, инсулина нет и рецепт поставили на контроль. Получила я его только 1 февраля. А потом узнала, что на Новый год ожидание лекарства может затянуться на месяц», — рассказывает Ткачева.

Эндокринологи опрошенных RostovGazeta ростовских поликлиник сошлись во мнении, что в 2020 году обеспечение диабетиков было неудовлетворительным.

«Лично я каждую неделю звонила в Фармуправление. У нас была такая ситуация, что заблокировали выписку инсулинов и тест-полосок, потому что их не было в аптеках. Мы не могли их выписывать, на нас наседали пациенты. В итоге разрешили выписывать рецепты от руки, а эти рецепты не принимали в аптеках, возвращали назад», — вспоминает врач-эндокринолог, не пожелавший назвать свое имя.

Она добавляет, что инсулин «Тресиба» пациентам тоже было велено заменять.

«Но я сразу озвучила свою точку зрения, что он не заменяем. Это же незаконно», — поясняет врач.

Похожая ситуация, по ее словам, сложилась и с расходными материалами. Приходя в аптеку за получением бесплатных спецсредств по рецепту, возмущению пациентов не было предела. По рецепту расходных материалов не было, но они лежали на полках для свободной продажи.

«Мы, врачи поликлиник, подаем все сведения и насчет инсулина, и насчет тест-полосок, и по иголкам шесть миллиметров, которые нам необходимы. Но в итоге нам присылают то, что хотят. И если дают хотя бы в половину меньше того, что мы заявили — это уже хорошо», — комментирует эндокринолог.

Помпа есть, расходников нет

Вот уже три месяца не получает расходные материалы к помпе, подающей инсулин ребенку, жительница Белой Калитвы Екатерина Назарова. Она рассказывает, что ежемесячно обеспечение помпы обходится ей порядка пяти тысяч рублей. Дополнительно приходится закупать тест-полоски, цена которых по акции — 1,7 тысячи рублей.

«В Белой Калитве четыре человека, у которых установлена помпа, и у всех проблемы с расходными материалами. Тест-полоски выдают всего 150 штук на месяц. Но этого же мало, ведь сахар надо мерить как минимум каждый час», — поясняет Назарова.

Жительница поселка Александровка Карина Ткачева столкнулась с другой проблемой. Помпу ее ребенку установили в Воронеже.

«От своих знакомых я знала, что установку помпы в НИАПе люди ждут годами. Причем, эта очередь каждый год обнуляется. Поэтому, в рамках существующего закона, мы обратились в медучреждение Воронежа, где нам оперативно и абсолютно бесплатно установили помпу. В выписке врачи указали, какое количество инфузионных наборов требуется ежемесячно. Мне объяснили, что выписан инсулин, который кристаллизируется. И с ним инфузионки надо менять чаще. Поэтому с учетом особенностей инсулина, мне выписали не стандартные на месяц 10 штук расходников, а 15. Не три упаковки тест-полосок на месяц, как положено, а шесть», — рассказывает Ткачева.

По приезду в Ростов она подала выписку в поликлинику.

«А из Фармуправления пришла резолюция — отказать в предоставлении расходников в таком количестве. Потому что нашими региональными нормами это не закреплено, — удивляется Ткачева. — Теперь меня с ребенком пытаются направить на консультацию в НИАП для того, чтобы определить требуемое на месяц число расходных материалов. Но я не хочу туда обращаться. Зачем? У меня есть выписка врачей из Воронежа, которые наблюдали за ребенком, а не просто так выписали то, что им хотелось. Да и как врач НИАП по одной консультации сможет сделать какие-то выводы?».

В Фармуправлении региона прокомментировали RostovGazeta, что если назрел дефицит расходников для помпы, то ситуацию можно решить элементарно.

«Помпа — не панацея, ее можно снять и вести инсулин обычным образом, шприцем», — сообщили в ведомстве.

Но врачи и диабетики не разделили эту точку зрения.

«Если человек снимет помпу, то ему потребуется длинный инсулин. А где его взять, если диабетика на помпе не обеспечивают им?» — недоумевает Владислав Величук.

Идеальный результат

Еще одно нарекание опрошенных RostovGazeta диабетиков обращено к качеству тест-полосок «Сателлит Экспресс». По словам пациентов, эти полоски занижают показатели сахара. А для диабетика это опасно.

«Я чувствовала себя очень плохо, а прибор показывал сахар 12. Это состояние у меня длилось долго, пока не догадалась измерить сахар другим глюкометром, который показал 22. А я больше месяца пользовалась полосками „Сателлит Экспресс“, и они показывали идеальный сахар. В результате, в критическом состоянии пришлось в больнице делать капельницы. А я планирую беременность и такой рецидив недопустим», — рассказывает Оксана Хильченко из Ростова.

Она добавляет, что в 2006–2008 годах уже пользовалась продукцией «Сателлит Экспресс», но тогда было все нормально.

С ней соглашается и Карина Ткачева.

«Полоски „Сателлит Экспресс“ немного занижают результат. Да и сам прибор неудобен в использовании, получается большая капля крови. Я попросила перевести ребенка на проверенный глюкометр „Акку-Чек Перформа“, но мне сообщили, что у нас установлена инсулиновая помпа фирмы Medtronic, поэтому я не имею права получить „Акку-Чек Перформа“. Конечно же, никакая логическая связь в таком отказе не прослеживается», — констатирует Ткачева.

Президент региональной диабетической общественной организации «Диа-Град» подтверждает, что ему тоже известны частые случаи жалоб на качество тест-полосок «Сателлит Экспресс».

По данным сайта госзакупок, в октябре 2020 года министерством здравоохранения Ростовской области была организована закупка тест-полосок к глюкометру «Сателлит Экспресс» на сумму свыше 2,5 миллиона рублей, тест-полосок к глюкометру-пульту «Акку-Чек Перформа Комбо» на сумму 675 тысяч рублей, и тест-полосок к глюкометру «Контур ТС» на сумму 247,5 тысяч рублей. Для сравнения, в сентябре 2020 года, проведены только закупки на тест-полоски к глюкометру «Сателлит Экспресс», суммой контракта более 5,5 миллиона рублей.

Где происходит поломка?

Владислав Величук рассказывает, что по рекомендациям главного внештатного эндокринолога Ростовской области детям до семи лет должны выдавать иголки для введения инсулина длинной четыре миллиметра. Для этого дошколят пофамильно заносят в список.

«Но далеко не все почему-то попадают в этот список. Иголки привозят в поликлинику, в рецептах не указывается длина иглы. И каково же было мое недоумение, когда я своими глазами видел, как во взрослой поликлинике, взрослому человеку, выдали иглы четыре миллиметра, — сообщает Владислав Величук. — Я удивился, а мне врачи ответили: „Что привезли, то и даем“. А это же принципиальный вопрос. Иглы четыре миллиметра должны применяться только для детей и пациентов с нехваткой веса».

Президент диабетической общественной организации недоумевает: как формируются реестры диабетиков? Например, списки детей до семи лет, или же списки беременных и кормящих женщин.

«Согласно региональному постановлению, беременным и кормящим должны выдавать тест-полоски в количестве 2,4 тысячи штук в год. Но в реестр „беременных и кормящих“ попадают не все женщины, являющиеся таковыми. В Фармуправлении сообщают, что к ним поступают не все данные. А доктора убеждают, что передают все. Где происходит поломка?».

Официальный ответ

В ситуации с обеспечением диабетиков Ростовской области помогла разобраться начальник Фармуправления министерства здравоохранения Ростовской области Наталья Косякова. Она пояснила, что в начале года всегда бывают перебои с инсулином, потому что начинается новый финансовый год и закупка препаратов осуществляется за счет средств нового года, то есть после праздников.

«Закупки инсулина у нас приняли на праздничные дни, но отгрузка начинается 11 января, после новогодних каникул», — сообщает Косякова.

Она уточняет, что в персонифицированных картах по отпуску препаратов хранятся все данные на каждого пациента о том, когда и сколько инсулина он получил.

«И когда приходится работать с жалобами пациентов, то в большинстве случаев оказывается, что даже если у пациента рецепт стоит на контроле, то тот объем лекарственных средств, которые он получил за год, ему хватает на курсовое лечение», — объясняет Косякова.

По статистике Фармуправления, на 100 жалоб пациентов о нехватке обеспечения диабетика необходимыми средствами, лишь порядка десяти являются обоснованными.

«И со всеми этими случаями мы разбираемся, выясняем причины нехватки и решаем проблему. Для этого работает телефон „горячей линии“ министерства здравоохранения Ростовской области, по которому специалисты в кратчайшие сроки решают вопросы с обеспечением диабетиков», — говорит начальник Фармуправления.

Косякова соглашается, что тест-полосок в регионе пока не хватает.

«Но новый стандарт был зарегистрирован 13 января, а в публикацию он поступил еще позже. Раньше стандартов по тест-полоскам не было. При выписке рецепта врачи ориентировались самостоятельно, как считали нужным. Теперь же появились нормативы. Доктора начнут выписывать их в требуемом размере, и мы будем закупать в соответствии с заявками», — отмечает она.

Начальник Фармуправления добавляет, что январь всегда проходит тяжело. Медикаментозное обеспечение для диабетиков находится на складе, его нужно сформировать по аптекам. Есть определенные сложности с логистикой, транспортировкой. А в Ростовской области работает 134 специализированные аптеки, не считая фельдшерско-акушерских пунктов, куда надо развести инсулин, тест-полоски и расходные материалы.

По данным министерства здравоохранения региона, на 2020 год ведомством была осуществлена закупка препаратов и медицинских изделий в полном объеме. Более того, в сентябре 2020 года из бюджета Ростовской области было дополнительно выделено 300 тысяч рублей на обеспечение пациентов, страдающих сахарным диабетом.

#Эксклюзив #Аналитика
Подпишитесь