Пожары, ветры, потопы: к чему привело уничтожение природы Донского края

28 апреля 2021, 16:58
Мест для бесплатного отдыха на природе в Ростовской области становится все меньше. Водные ресурсы региона страдают от масштабной застройки. Исчезают долгожители-деревья, призванные смягчать негативные воздействия урбанизации.

Почему уничтожается природа Донского края, к каким последствиям это приводит, разбирался корреспондент RostovGazeta.

К воде - за деньги

Ростовчане и не заметили, как постепенно, шаг за шагом, на Левом берегу Дона оказался полностью перекрыт доступ к реке.

«Если раньше на левом берегу можно было погулять возле Дона, отдохнуть на природе у речки, искупаться, то сегодня бесплатно выйти к реке можно только из парка «Левобережный». Все остальные пути перекрыли рестораны, клубы, заборы шашлычных, всевозможные загородки для платных мест отдыха. Хочешь выйти к Дону — плати за вход», - жалуется ростовчанка Ирина.

Она вспоминает, что в юности каждые выходные проводила с друзьями на карьере.

«А теперь и на карьер вход только за деньги. Выбрался с семьей на выходной искупаться — отдай деньги за вход», - негодует ростовчанка.

В прошлом году жителей региона возмутило появление оплаты за «инфраструктуру» Соленого озера. В платном режиме пляж начал работать с середины июля, однако после вмешательства губернатора, деньги за вход взимать перестали.

Излюбленным местом для бесплатного отдыха ростовчан пока еще остаются родники. Приверженцы ледяной воды с удовольствием купаются в них и отдыхают у воды. Тем более, что в условиях катастрофического обмеления и загрязнения водных ресурсов Дона, они становятся прекрасной альтернативой.

«Существуют даже форумы, на которых любители чистой воды, делятся своими впечатлениями о родниках. Однако их геолокация сегодня тщательно скрывается. Потому что только стоит раскрыть информацию— сразу же прибегут, приватизируют, захватят. И все. Не будет больше бесплатного места для отдыха возле чистой воды», - делится мнением еще одна ростовчанка Наталья.

В качестве примера она приводит родник «Водопадный» в Ростове, расположенный за забором Ботанического сада возле Змиевской балки. Десятилетиями советского периода местные жители купались в нем, пили чистую воду, отдыхали в тени деревьев. Однако появление многоэтажных домов, утечки канализационного мусора привели к его загрязнению. В прошлом году при усилии инициативной группы ростовчан из окрестных домов и поддержке депутата Евгения Соболева, родник удалось расчистить.

«Но вскоре появились предприниматели, которые построили рядом бассейн, комплекс, сделали ограду, и теперь, чтобы попасть к роднику, приходится перелезать через колючую проволоку. А сам родник переходит в железный забор и бассейн», - говорит Анна.

«Не покрытый зеленью…»

Ростовчане жалуются, что с появлением нового жилого комплекса «Красный Аксай», дотянулись руки и до природы Зеленого острова.

«Зеленый остров находится в 10-и минутах ходьбы от нового жилого комплекса. Естественно, туда люди стали ходить гулять. Ну а раз люди гуляют, для этого обязательно нужен парк. Непонятно почему, но наши градоустроители считают парком закатанную в плитку территорию, а никак не зеленую зону, - возмущается ростовчанка Ольга. - В результате старые деревья срубили, стали укладывать плитку, и, наверное, как всегда, понаставят там ларьков, высадят маленькие деревья, тенью которых можно воспользоваться лишь если спиралью обернуться по стволу. Кому нужен такой парк? Только собственникам ларьков».

Накануне подготовки материала неравнодушные ростовчане сообщили RostovGazeta, что сегодня территорию Зеленого острова обнесли забором. Однако получить на момент публикации статьи официальную информацию о том, почему появилось ограждение, корреспонденту не удалось. В администрации Пролетарского района посоветовали обратиться в мэрию. А в администрации Ростова сообщили, что могут ответить на этот вопрос лишь в рамках официального запроса в течение 7-и дней.

Местные жители опасаются, что на Зеленом острове получат такое же благоустройство, какое было в парке «Левобережный», который подготовили к чемпионату мира по футболу. И хотя власти тогда убеждали, что «Левобережный» — это не просто парк, а «новый тип общественного пространства», где «соединены и дополнены» «природа и технологии», местные жители и гости города не разделили этого восторга.

«Раньше там была тополиная роща. А все старые деревья вырубили, замостили плиткой и высадили малые деревца — эдакие прутики, со свисающей вниз кроной. Летом от жары спрятаться негде, тени мало. Зато много всевозможных кафе. И под палящим солнцем выстроен фонтан», - комментирует ростовчанка Светлана.

Роза ветров ломается

В 2017 году Ростовскую область потряс страшный пожар — сгорела часть лесного массива Нижнекундрючинского заповедника в Усть-Донецком районе. Пожару был присвоен самый высокий — пятый уровень сложности. Ликвидировать огонь удалось лишь через 5 суток. За это время сгорело 5 тыс. га леса. Пламя уничтожило вековые хвойные деревья, уникальные разновидности кустарников и цветов. К счастью, никто не пострадал.

В Нижнекундрюченском заповеднике зарегистрировано 27 видов растений, занесенных в Красную Книгу не только Ростовской области, но и России. Здесь много редких животных, расположен уникальный песчаный массив, где выделена ключевая территория международного ранга, которая признана особо охраняемым природным заказником.

«Огромный лесной массив был высажен не просто так, а для того, чтобы отгородиться от песчаной пустыни, которая примыкает к Ростовской области со стороны Украины. Лес хорошо закрывал регион с северо-запада от пыльных бурь. А после этого пожара в Ростове серьезно изменился климат. Стали дуть сильные ветры», - сообщает биолог Елена.

Эксперты добавляют, что в Ростовской области обновление лесополос, которые еще в прошлом веке высаживались с учетом розы ветров для того, чтобы создавать препятствия для природных стихийных бедствий, не проводилось очень давно.

«Если взять последние 5 лет, за которые мы выезжали и осматривали лесополосы, то в сторону Семикаракорского района и Багаевки, мы заметили, что спиливали аварийные деревья. Но с другой стороны, эксперты ОНФ неоднократно поднимали вопросы пропажи деревьев в некоторых лесополосах. Деревья пропадали буквально на сотни метрах. По документам мы видели, что вроде бы идет уход за лесополосами, уничтожение аварийных деревьев, но очень часто, под этот документ просто растаскивали деревья на техническую древесину», - констатирует эколог общественной организации «Зеленый регион» Андрей Зайчиков.

Озеленение по-ростовски

Проблема с исчезновением многолетних деревьев-крупномеров преобладает не только в районах Ростовской области. Она серьезно ощутима и в столице донского края. Сегодня повсеместно, при озеленении дворовой территории, каждый метр высаживают пихты или другие декоративные деревья.

«А через несколько месяцев мы наблюдаем пожелтевшую листву декоративных деревьев, которую по гарантии, тот же благоустроитель меняет меняет на низкие, тонкостволые саженцы», - отмечает Андрей Зайчиков.

Активисты вспоминают, что при благоустройстве Большой Садовой к чемпионату мира по футболу, в районе администрации города были срублены все акации.

«Тогда, после массовых публикаций об этом в СМИ, стали появляться непонятные заключения непонятных структур о якобы назревшей необходимости срубить акации из-за 70% поражения стволов и коры. Но ни одно из заключений не было подписано специалистом. Скорее всего, это была лишь попытка оправдать решение о ликвидации здоровых деревьев, - вспоминает Зайчиков. - Мы изучили спилы, и, практически, все они были идеальными. То есть никаких повреждений у деревьев не было».

Сегодня Большую Садовую, от парка Горького до мэрии, украшают невысокие, голые деревца.

Проблему с озеленением активисты выявили и в парке Вересаева, где вместо заявленного посадочного материала определенной толщины и возраста, был привезен другой, не соответствующий требованиям.

Куда пропадают деревья?

Примером современной тенденции к озеленению Ростова может служить территория возле здания администрации Советского района на Коммунистическом, где долгие годы росли ивы. В этом году на месте листопадных кустарников появился коротко стриженный газон с десятком елок.

Проблемным участком города активисты считают и улицу Зорге. Здесь, от школы № 92 к перекрестку Зорге-Стачки, вдоль дороги расположены жилые пятиэтажные дома, первые этажи которых заняты под коммерческие объекты.

«Возле одной пятиэтажки спилили все деревья. Скорее всего, их уничтожение инициировали представители торговых объектов, потому что пышные кроны закрывали вывески об их деятельности», - предполагает Зайчиков.

По его словам, подобные ситуации в Ростове не редкость. Три года назад разгорелся скандал на улице Содружества.

«Был выписан подряд на опиловку плодоносящих деревьев вдоль жилых домов. Их срезали, оставив 1,5-2 метра голых стволов. Местные жители, которые высаживали деревья, и общественные организации подняли этот вопрос. И тогда инициаторы признались, что это был перегиб. Они понесли незначительный административный штраф. А мы до сих пор видим на этой территории несколько кварталов с торчащими из-под земли стволами — остатками деревьев», - говорит эколог.

По его мнению, активисты часто фиксировали технологические нарушения при опиловке деревьев. Но последнее время опиловщики научились хитрить.

«Раньше они оставляли пеньки, по которым мы определяли состояние дерева, и могли оспорить решение, дискутируя о ликвидации здорового зеленого насаждения. А теперь пенек любого дерева уничтожается бензопилой. И по оставшимся опилкам никак не понять в каком оно было состоянии», - говорит эколог.

Понеслась вода в хаты

Зайчиков убежден: большинство деревьев-крупномеров пропадает на улицах города без весомых на то оснований.

«При подписывании решения о благоустройстве территории, много рассуждений тратится на то, какой должна быть плитка, какие лавочки и другие малые архитектурные формы. А о главном - как должны выглядеть деревья, какую функцию они должны нести, какой должна быть улица с точки зрения озеленения, забывается. Ростову не хватает нормальной, стройной концепции озеленения», - убежден собеседник.

Эксперты сходятся во мнении, что отсутствие надлежащей стратегии планового землепользования свойственно сегодня многим стремительно застраивающимся городам России. Однако они предупреждают, что воздействие урбанизации на экологию чревато не только загрязнением воздуха, ухудшением климата, но и многими другими негативными последствиями. Так, в далекие советские годы в Батайске целенаправленно, с учетом климатических и почвенных особенностей территории, высаживали огромное количество тополей. Сейчас их уничтожили. В результате большой объем подземных вод, которые раньше благодаря корням крупных деревьев сохраняли баланс почвы, стали заливать подвалы.

Тем не менее, уничтожение природы в Ростовской области экологи не считают целенаправленной политикой. Они склоняются к мнению, что виновных в наносимом уроне следует искать на уровне исполнителей контрактов. Большую проблему эксперты видят и в отсутствии квалифицированных дендрологов.

«Действительно, аварийные деревья надо спиливать. Но при этом по закону должно реализовываться и компенсационное древонасаждение. На местах спиленных деревьев, или рядом, должны обязательно появляться новые, толстостволые. Сегодня на проспекте Ворошиловском, возле РГЭУ, к этому вопросу подошли качественно. Высадили крупномеры, а не хилые саженцы, которые мы привыкли видеть в Ростове. По деревьям-долгожителям в области должна работать отдельная программа. Ведь дерево, которому 150-200 лет, мы не заменим ничем. Оно должно по праву украшать город. Но на эту тему, к сожалению, постоянно ведутся споры», - резюмирует Андрей Зайчиков.

#Эксклюзив #Аналитика
Подпишитесь