О «новых СМИ» Ростовской области рассказал RostovGazeta оппозиционный журналист и общественник Сергей Резник.
— Закон о СМИ не распространяется на контент блогосферы?
— Закон о СМИ работает везде. Но в группах мессенджеров существуют относительная свобода слова и реальность. Если региональные средства массовой информации привыкли писать гладенько, чтобы ни у кого не возникало вопросов, то вся блогосфера освобождена от этих оков. Недавно мне сообщил один очень влиятельный человек: «Я тебя читаю и могу дышать». И хотя мне известны случаи, когда в Telegram-каналах блокировали посты, которые якобы противоречили правилам, этим все и ограничивалось — каналы продолжают успешно существовать. Сегодня некоторые журналисты уходят от сформировавшихся устоев в «новые СМИ» — в Telegram, предпочитая работать в мессенджере без навязываемых извне правил.
Правда не у всех получается. Отдельные люди предпринимали попытки создать собственный Telegram-канал, но, видимо, быстро надоедало. Получив 500-700 подписчиков, канал сам по себе отживал. Другой пример — извлечение коммерческой выгоды. В начале апреля я заметил появление нового Telegram-канала, который буквально за четыре дня набрал 30 тысяч подписчиков. А таким успехом мало кто может похвалиться. Очевидно, что накачали ботов, это же стоит не особо дорого. Зато рекламодатели подкупаются. Оплачивают 30-40 тысяч рублей за выход публикации, из которых владелец канала отдаст четыре тысячи рублей за увеличение просмотров. И такой канал без какого-либо уникального контента становится солидным «бизнес-проектом». Тем не менее, в Ростовской области есть несколько серьезных политических Telegram-каналов, читая которые можно получить полную информационную картину о ситуации в регионе.
— Какие Telegram-каналы Вы читаете?
— Мне интересны политические. С большинством из них у меня хорошие, дружеские отношения. Конечно же, я их читаю, слежу за событиями. Недавно смотрел рейтинг и нашел множество абсолютно новых Telegram-каналов, у которых уже тысячи подписчиков. Но их вряд ли можно расценивать самостоятельными единицами. Загадочным для меня остается «Ростов-на-кону». Канал позиционирует себя политическим, но часто цитирует странных экспертов, которых нельзя воспринимать без смеха. А каналы типа «Подслушано», «Произошло» — мне неинтересны. Их великое множество в каждом регионе.
— Какой политический Telegram-канал в Ростовской области, на Ваш взгляд, удерживает лидерство?
— По информационной насыщенности и оперативности подачи информации бесспорное лидерство занимают «Крысы Ростова». Они бьют наотмашь. У канала узкая направленность и четкий формат событий. Последнее время я заметил, что на нем пошла накачка ботами. Это сторонняя атака, ни к чему она не приведет. К «Крысам Ростова» приковано пристальное внимание властей. Все пытаются понять, кто же стоит за ним. Я слежу за событиями и заметил, что с момента задержания журналиста Игоря Хорошилова «Крысы Ростова» стали самым прогрессирующим каналом региона. Каждый день на нем прибавлялось по тысяче подписчиков. Так что столь активной раскруткой и накачкой этот Telegram-канал по большей части обязан сотрудникам полиции.
— Какие Telegram-каналы дополняют тройку политических лидеров региона?
— Второе место уверенно занимает «Столица Южный». Это серьезный канал со сложившейся историей, над которым работает команда профессионалов. У них всегда качественный контент с глубокой проработкой материала. При этом они публикуют далеко не все, что есть в их арсенале. Если бы они публиковали все, «Столица Южный» стал бы каналом № 1, совершенно недостижимым для других. Но такова их политика. И замыкает тройку лидеров «Rostov_com». Это серьезный бренд, у которого нет определенных рамок формата. Наряду с политическими, они поднимают много социальных тем. Почему-то представители правоохранительных органов считают этот канал моим, но это не так.
В последнее время утро на «Rostov_com» начинается с перепоста информации. То есть ленятся ребята добывать собственный эксклюзив. Но СМИ часто цитируют их, и это хороший показатель того, как качественно канал работает с источниками. Порой здесь выходят противоречивые материалы. То ругают одного чиновника, то заступаются за него, то просто игнорируют. Но у всех периодически проскакивает что-то с определенной целью. Это нельзя осуждать.
— Чем может быть чреват дисбаланс материалов на канале?
— Если Telegram-канал перекошен и необъективен, он неминуемо потеряет часть своей аудитории. Но это произойдет нескоро. Сейчас они только наращивают своих подписчиков. Люди активно идут в мессенджеры, открывают для себя эти «новые СМИ», которые работают намного быстрее и объективнее региональных. Продолжительность жизни одного материала в группе мессенджера составляет от часа до суток. Но если текст качественный, глубоко проработанный, то он 3-4 дня может «летать» по городским Telegram-каналам. Хорошие позиции в регионе занимает и «Выстрел в голову». Но сейчас он немного отошел от информативности. Его создатели хорошо разбираются в политических процессах, могут писать большие идеологические материалы, но почему-то перестали это делать. И над всеми этими политическими региональными Telegram-каналами стоит мощный агрегатор «ИнформБюро-ЮФО». У него 26 тысяч подписчиков, он хорошо читаем. А его уникальность заключается в том, что новости «ИнформБюро-ЮФО» агрегатирует лучше всех.
— Как на деятельности Telegram-каналов отразятся выборы в Государственную думу?
— Уже сегодня многие активизируются. Из федеральных структур выделены бюджеты для закупки региональных сеток. Надо же оказывать влияние на формирование региональной повестки, агитировать людей, в том числе и посредством Telegram-каналов. Это удобно. Можно опубликовать компромат. СМИ подхватят и перепечатают. И куда человек пойдет жаловаться? С кем будет судиться? Я долго смеялся, когда мне предложили продать мой авторский канал. Причем предложившие даже не поняли, почему я не согласился. А по-моему, это очевидно. Во-первых потому, что люди приходят на канал читать меня, а писать буду уже не я. Разве это не странно? Во-вторых, если завтра на моем авторском канале будет написано нечто нехорошее обо мне, все начнут думать, что я сам стал писать гадости о себе. И это уже совсем нелогично. Однажды я ехал в такси, разговорился с водителем. Обсудили несколько тем, и я поразился его осведомленности. А он мне признался, что читает мой канал, и мне тоже посоветовал его читать. Не узнал меня.
— Telegram-каналы Вы считаете «новыми СМИ». Каким журналистом позиционируете себя сегодня?
— В стране, где большая часть экономической и политической жизни замкнута на силовых структурах, естественно, информация о них наиболее актуальна. Большим плюсом является и открытость Telegram-каналов. Любой человек может написать хороший, информативный, качественный текст, прислать и его опубликуют, чего не случится в СМИ — они за выход материала попросят деньги. В этом и заключается главное отличие «новых СМИ». Как-то одному из ростовских изданий нужен был редактор. Заинтересовались мной, стали разузнавать у коллег, как я работаю, что могу. После этого к ним в один день пришли три организации с проверками, заблокировали всю работу. А на следующий день еще четыре проверки. Люди в недоумении, стали выяснять, в чем причина. А им сказали: «Вы же хотите, чтобы Резник был у вас редактором? Возьмите его на работу и в таком режиме тогда будете работать каждый день». Доводилось мне слышать и более любопытные отзывы о себе. Например, не так давно один ростовский блогер назвал меня «международным журналистом». С дружественным Telegram-каналом мы посмеялись над этим и обсуждали, как же лучше меня позиционировать. Так что теперь я международный журналист, можно сказать, что покоряю новые вершины.