Posted 4 июня 2021,, 08:18

Published 4 июня 2021,, 08:18

Modified 18 сентября 2022,, 11:52

Updated 18 сентября 2022,, 11:52

Куда уходят деньги: как из шахтерских территорий Ростовской области выводят миллионы

4 июня 2021, 08:18
Для активного восстановления депрессивных шахтерских территорий в Ростовской области им стали присваивать статус ТОСЭР — территорий опережающего социально-экономического развития. Однако это не дало ожидаемого результата.

Тем не менее, в Донецке Ростовской области находится большое шламовое хозяйство, а угольный шлам стоит дорого. Почему шахтерская территория не задействует существующий богатейший потенциал, а города Восточного Донбасса так и пребывают в депрессии, выяснял корреспондент RostovGazeta.

Конец прекрасной эпохи

В советские годы шахтерские города имели высокую привлекательность. И если тогда шахты процветали, а шахтеры имели высокие заработки, то с 90-х годов шахты стали закрываться. Города логично опустели, ведь весь промышленный потенциал был сосредоточен на угледобывающем производстве. Для активного развития некогда богатых шахтерских городов сейчас им стали присваивать статус ТОСЭР. Это предполагает льготные налоговые условия, упрощенные административные процедуры и другие привилегии, призванные привлекать инвесторов для ускоренного развития экономики этих мест.

Первая ТОСЭР на юге России появилась в 2016 году в Гуково, а в 2018 году — в моногородах Зверево и Донецк. И хотя опыт Гуково был признан успешным благодаря работе девяти резидентов, которые начали реализацию инвестиционных проектов на сумму свыше 11 миллиардов рублей, никаких существенных перемен в городе не последовало.

«В других шахтерских городах хоть что-то позитивное происходит. А у нас как объявили ТОСЭР, так и не было до конца доведено ни одно предприятие. Да, инвесторы заходили, но, видимо, их не устраивают условия, которые предлагает город. Повышенная стоимость техподсоединения к ресурсам, плюс тарифы у нас самые дорогие в Ростовской области. В результате инвесторы некоторое время числятся у нас на бумаге, а потом уходят. Есть случаи, когда землю брали в аренду, оставив долг по арендной плате. Ни одно новое предприятие за это время у нас не появилось. Единственное, которое было открыто, это „Титан“. Но и он обанкротился, оставив задолженность по заработной плате», — сообщает депутат Гордумы Гуково от КПРФ Ирина Колонтаенко.

Дорог не видать

Не стал исключением и Донецк Ростовской области. Жители жалуются, что на его окраине, в микрорайоне поселка ЦОФ, отсутствуют дороги с твердым покрытием. С этим вопросом они неоднократно обращались в городскую администрацию. Но из ответов очевидно, что денег в городском бюджете нет и не предвидится.

Еще летом 2012 года микрорайон Донецка поселок ЦОФ посетил вице-губернатор. Бывший горный мастер шахты «Западная», пенсионер-инвалид Виктор Рудометов, от лица всех местных жителей попросил его оказать содействие — выделить деньги на асфальтирование квартала.

«В области нам оказали содействие. Улицы Украинская и Римского-Корсакова отсыпали щебнем из местных пород. Из регионального бюджета выделили 1,5 миллиона рублей на разработку проекта асфальтирования квартала», — вспоминает Виктор Рудометов.

Однако, несмотря на наличие проекта, асфальтового покрытия на дорогах жители поселка не дождались. В 2015 году им сообщили, что разработанный проект уже устарел, и нужны деньги на новый. От лица местных жителей Виктор Рудометов неоднократно обращался в администрацию города. В 2018 году ему ответили, что администрация Донецка по этому вопросу с 2014 года неоднократно обращалась в министерство транспорта Ростовской области. Она просила о выделении средств из областного бюджета. Но деньги не выделяют. А в 2020 году из администрации был получен ответ о том, что строительство дорог квартала будет реализовываться только после мероприятий по разработке проектно-сметной документации на первоочередные дороги. Кроме того, «в настоящее время в бюджете города Донецка отсутствуют средства» даже на эту разработку.

На границе

«Нам уже уверенно заявляют, что асфальтированных дорог по кварталу не будет. Но тогда зачем в 2012 году более миллиона рублей было направлено на разработку проекта дорог? Зачем тогда утвердили проект? Получается, что более миллиона рублей ушли в никуда», — недоумевает Рудометов.

Он рассказывает, что этот вопрос, жители поселка снова поднимали неоднократно, на приеме у мэра и у главы города.

«Но, кроме отписок и словоблудия, со стороны высокопоставленных чиновников мы ничего не получали», — отметили жители поселка.

По словам активиста Рудометова, после очередных отписок местной власти он настоял, чтобы Донецк посетил начальник Северного территориального отдела организации дорожных работ Александр Попов.

«Вместе с ним я проехал по поселку. Он признал, что грунтовые дороги в очень плохом состоянии. Затем я отвез его на границу с Украиной, где на протяжении трех километров в сторону Украины стояли фуры, и сказал, что весь транзитный транспорт, идущий в Украину и оттуда, можно пустить по старой объездной дороге. Ведь сегодня все большегрузы идут по городу и разбивают дороги. Также по городу едут и большегрузы с прицепами „Тонар“, которые регулярно вывозят шлам с территории шламового хозяйства. Однако ответа я так и не получил», — сокрушается Виктор Рудометов.

В беседе с корреспондентом RostovGazeta Александр Попов подтвердил, что действительно приезжал в Донецк.

«Но вам предоставили неправильную информацию. Я не вправе решать подобные задачи», — ответил он на вопрос корреспондента о возможности содействия в оказании финансирования для развития дорожной сети Донецка.

Он подчеркнул, что в Донецк был направлен от министерства, но в качестве специалиста, для того, чтобы подтвердить поступившую информацию о ненадлежащем качестве дорог.

«Просто была безвыходная ситуация, некого было послать», — пояснил Попов.

Однако комментировать увиденные дороги в Донецке он не стал.

«Я очень занят сейчас, не могу с вами разговаривать», — завершил беседу спикер.

Тайна, покрытая мраком

В советские годы в Донецке успешно работали пять шахт, в которых добывали коксующий уголь. Горная масса уходила на Центральную обогатительную фабрику (ЦОФ). При ее очистке мелкая угольная пыль — шлам, складывалась на шламовом хозяйстве предприятия. Но в середине 90-х годов по решению министра угольной промышленности РФ все пять шахт прекратили свое существование. За ненадобностью была демонтирована и ЦОФ.

«На протяжении 10 лет у нас за огородами улицы Украинской, на площади 1,5 гектара горел отстойник с угольным шламом, который принадлежал шахте „Гуковская“. Я написал обращение в правительство Ростовской области, подняв вопрос о загрязнении атмосферного воздуха в результате горения. Проверки подтвердили эту информацию, и из неофициальных источников областного бюджета выделили деньги на рекультивацию участка», — сообщает Виктор Рудометов.

Тем не менее, шламовое хозяйство Центральной обогатительной фабрики осталось и сегодня. Его общая площадь в микрорайоне поселка ЦОФ составляет порядка 25 гектар с глубиной угольного шлама 15-20 метров.

«Угольный шлам стоит больших денег. Последние 10 лет с территории шламового хозяйства регулярно в хорошую погоду от 10 до 30 прицепов „Тонар“ вывозят его. Кто и куда — никто не знает. В каждом прицепе по 50 тонн, а цена одной тонны свыше четырех тысяч рублей. Несложно посчитать, что за сутки, с Донецка вывозится угольного шлама на сумму от трех до 10 миллионов рублей. А за 10 лет была вывезена 1/3 с площади шламового хозяйства», — подчеркивает Виктор Рудометов.

Кому сегодня принадлежит участок шламового хозяйства в поселке ЦОФ — получить однозначного ответа корреспонденту RostovGazeta не удалось. Как пояснили спикеры, это «тайна, покрытая мраком». Одни источники, знакомые с ситуацией, сообщили, что владельцем шламового хозяйства якобы был ростовский олигарх, экс-депутат Вадим Варшавский, который в 2019 году получил 3,5 года колонии общего режима за неуплату налогов. Другие — что собственником шламового хозяйства является некая Кристина, фамилия которой настолько известна, что собеседники не захотели ее назвать.

Золотая антилопа

«Бюджет Донецка — высокодотационный». Это неоднократно подчеркивает администрация города в ответах шахтерам. По словам Виктора Рудометова, со сбора налогов в городскую казну поступает всего 13%, а остальные 87% добавляет Ростовская область. Именно поэтому в городе существует немало проблем, решение которых подразумевает внушительные финансовые вливания.

Тем не менее, по мнению Рудометова, шламовое хозяйство Донецка является «золотой антилопой», у которой нет рачительного хозяина. С предложением об использовании городом имеющегося богатейшего ресурса активист обратился в правительство Ростовской области. В официальном ответе, подписанным заместителем губернатора Виктором Вовком, ему сообщили, что администрация Донецка имеет полное право по суду признать шламовое хозяйство собственностью города.

«Невозможно даже поверить в то, какие деньги способен получить тогда город. Мы приблизительно подсчитали — за 10 лет Донецк может прирасти на 50-70 миллиардов рублей. А у нас в годовом бюджете города сейчас и миллиарда нет», — подчеркивает Виктор Рудометов.

Однако предложение бывшего горного мастера в администрации Донецка восприняли без должного восторга.

«Я и лично встречался, и официально направлял обращения в администрацию города, но никакого движения не последовало. Сказали, что замгубернатора Вовк не владеет до конца информацией о том, что можно получить в собственность Донецка шламовое хозяйство. Тогда по этому вопросу я направил заявления в Следственный комитет и ФСБ Ростовской области. Попросил незамедлительно отдать распоряжение о проверке шламового хозяйства в моем присутствии. Обязать городские власти по суду признать его собственностью. А также установить, законно ли вывозится угольный шлам с территории города? Но мое заявление было перенаправлено в областную прокуратуру, оттуда его переслали в местную, снова вернув в администрацию города. Круг замкнулся, а воз и ныне там», — сокрушается Рудометов.

По данным сайта Росреестра, земельный участок, на котором размещено шламовое хозяйство, поставлен на кадастровый учет в 2003 году. В 2020 году была определена его кадастровая стоимость, более 3,2 миллиона рублей. Земельный участок разрешен к использованию под объекты железнодорожного транспорта.

Куда текут деньги

Рудометов рассказывает, что работал в шахте более 20 лет. В прошлом году он выдвигал свою кандидатуру в депутаты Гордумы по избирательному округу № 19, описав в предвыборной программе решение многих проблем Донецка, в том числе и за счет ресурсов шламового хозяйства.

«Замечу, что после моего обращения в сентябре 2020 года в Следственный комитет и ФСБ, угольный шлам перестали вывозить. Всю зиму было спокойно. А недели две назад опять начали, причем вывозят круглыми сутками, — отмечает Виктор Рудометов. — Считаю, что своим бездействием по отношению к признанию в собственность шламового хозяйства администрация города наносит вред Ростовской области, которая дотирует Донецк на 87%. По-моему, это и есть признак коррупции. Обидно за наш город. В нем такие большие деньги, их вывозят, а окраина по-прежнему вся в грязи».

"