Эколог поясняет, что для обработки полей сельские труженики используют сегодня гербициды группы Евролайтинг третьего класса опасности. Эти гербициды позволяют обойтись одной обработкой, поскольку формируют некий «защитный экран» на 2-3 месяца. И хотя препарат относится к 3 классу опасности, эксперты отмечают частые случаи гибели летных пчел на полях, где он применялся.
«Причина гибели летных пчел, как всегда, заключается в нарушении инструкции по применению. Рекомендуемых севооборотов нет, рекомендуемая вспашка после применения гербицида не производится. Нередки и случаи передозировки вещества. В результате гербицид накапливается в почве, что ведет к её отравлению, гибели насекомых и накоплению ядов в последующих культурах», — сообщает Алексей Лебедев.
Эколог добавляет, что кроме того, для экономии средств, аграрии придумали свою методику.
«Для обработки озимой пшеницы они смешивают средства защиты растений первого класса опасности и регулирования их роста с препаратом КАС — старым удобрением, которым пользовались еще с 80-х годов прошлого столетия. И полученный ядохимикат вносят в землю. Эта смесь действует достаточно долго, причем с непредсказуемым эффектом для плодородного слоя. Но, в погоне за урожаем, этим вопросом никто не занимается», — рассказывает Алексей Лебедев.
Основная беда, по его словам, заключается в том, что раньше пчеловодов предупреждали о проведении распыления вредных веществ, смертельных для пчел. На это время пасечники не выпускали пчел из ульев, сохраняя тем самым поголовье. Сегодня же у аграриев нет согласованных действий, и у тружеников сел случаются серьезные конфликты. Так, в прошлом году у пчеловодов погибло много пчелиных семей, люди остались без пасеки. В этом году ситуация стала повторятся. Однако эколог подчеркивает, что сегодня, при бесконтрольном применении столь длительно действующих средств защиты растений, даже предупреждение о распылении химических веществ теряет свой смысл.
«При применении этих технологий, пчелам нет места даже в населенных пунктах, а почва на окружающих полях становится всё более отравленной, накапливая в себе неоднократно применённые гербициды. И последствия такого подхода со временем могут быть очень печальными», — убежден эколог.
Эксперты отмечают, что средства защиты растений вредны не только для пчел. У людей они вызывают бронхолегочные заболевания, аллергию. Раньше обязательным условием было соблюдение буферной зоны 200-300 метров в пределах от жилых домов, и то этого было мало. А сейчас увеличены площади посевов, идет тенденция к увеличению распаханности сельхозугодий.
«При отсутствии сельскохозяйственных животных распашке подвергаются бывшие пастбища, сенокосы и неудобья. Практически повсеместно поля распаханы под „самые окна“, то есть, агрономы приезжают, выполняют обработку земли и уезжают. А местные жители, в том числе и дети, пребывают рядом с обработанными полями, дышат ядовитыми испарениями из Евролайтинговых "экранов", и вынуждены вместе с пчёлами бороться за жизнь. Необходимо установить буферные запретные зоны для применения ядохимикатов вокруг населенных пунктов и требовать неукоснительного соблюдения инструкций по их применению в полевых условиях», — подчеркивает эколог.
Ранее RostovGazeta выясняла, почему в Ростовской области массово гибнут птицы и рыбы.