Posted 20 августа 2021, 17:32
Published 20 августа 2021, 17:32
Modified 18 сентября 2022, 12:12
Updated 18 сентября 2022, 12:12
Так, повреждение Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) спровоцировало нефтяной выброс в Новороссийском порту. СМИ тут же информировали аудиторию о загрязнении, которое расползлось на 200 квадратных метров. Но позже Институт космических исследований РАН опроверг эти цифры, пишут «Новые известия».
На предоставленных им снимках со спутника видно, что зона поражения гораздо больше, а именно в 400 тысяч раз. Согласно заявлению КТК, разлиты были 10 тонн топлива, а снимки со спутника зафиксировали разлив 5000 тонн. Росприроднадзор начал свою проверку. Однако в оценках разных ведомств ущерб варьировался от нескольких сотен тысяч рублей до 5 млрд рублей.
Член-корреспондент РАЕН, заслуженный работник рыбного хозяйства Александр Белоусов отмечает, что сегодня Россия гораздо серьезно относится к оценке экоущерба. Проблему создают ведомства, которые выводят разные цифры. В итоге у бизнеса формируется мнение, что штрафы направлены не на восстановление природы, а используются как предлог для отъема бизнеса. При этом штрафы не являются эффективной мерой — только 2% расходуется на проекты, связанные с экологией.
Кроме того, в стране совсем не развита судебно-экологическая экспертиза, которая позволила бы избавиться от разночтений при решении вопросов об экоущербе. Поэтому компании безбоязненно занижают ущерб из-за госструктур, которые видят в ситуации только повод пополнить бюджет. К ущербу плюсуются упущенная выгода и недополученная прибыль, и в документах отражается ущерб, которого на самом деле не было.
В качестве примера можно привести иск Росрыболовства к «Норникелю», в котором физический ущерб озеру Пясино оценили в 8,89 тысячи тонн водных биоресурсов.
«Эти цифры сравнимы только с потерями Обь-Иртышского бассейна, когда там велось строительство порта Сабетта. И если сравнить объемы этих водоемов, мы увидим, что в озере Пясино нет такого количества рыбы, как насчитали в Росрыболовстве», — заявил Белоусов.
А в современном мире техногенные катастрофы — это неизбежный фактор. В итоге из-за манипуляций при оценке ущерба создается неблагоприятный климат и для бизнеса, и для населения. Компании вынуждены переходить на серые схемы или полностью выходить из-под российской юрисдикции.