Потерянное кладбище: как под Ростовом пропадают могилы усопших

24 сентября 2021, 09:20
В редакцию RostovGazeta обратилась ростовчанка Елена Сапурова (имя изменено по ее просьбе, но подтверждающий личность документ есть в редакции). Она рассказала, что на Каратаевском кладбище в Ростове происходят странные вещи — пропадают могилы усопших, а на их месте появляются новые захоронения.

Так ли это на самом деле, и что происходит сегодня в Советском районе Ростова — в материале RostovGazeta.

Бесхозное захоронение

С тех пор, как поселок Каратаево стал микрорайоном Ростова в Советском районе, практически все упоминания о Каратаевском кладбище канули в лету. Одно из них осталось на интерактивной карте мира, с пояснением, что Каратаевское кладбище расположилось на месте Сухочалтрыского меотского городища I-III веков нашей эры. Другое сохранилось в общероссийском реестре кладбищ. Здесь оно названо «Кладбище х. Калинин (№ 1)». Тем не менее указано, что расположено оно в северо-западной части хутора Калинин, а ответственность за ритуальную сферу несет администрация Калининского сельского поселения Мясниковского района. По данным сайта общероссийского реестра, площадь кладбища превышает 5 гектаров земли.

В администрации Калининского сельского поселения корреспонденту RostovGazeta сообщили, что у них Каратаевское кладбище отсутствует на балансе. На просьбу сообщить, кому на баланс оно было все-таки передано после длительных поисков информации ответа не последовало.

В Службе городских кладбищ Ростова тоже подтвердили, что и у них на балансе нет этого кладбища.

Новые вместо старых

Казалось бы, ситуация очевидная: поселок Каратаево прирос к Советскому району Ростова, надобность в некогда сельском кладбище отпала, и сегодня там ведутся лишь подзахоронения.

«Таких „потерянных“ кладбищ, мест захоронения, которые не стоят на балансе административных структур, много в Ростове. Например, Первомайское или возле церкви Сурб-Хач. Туда приходят люди, поминают, но эти захоронения не относятся к кладбищам, потому что земельные участки не были специально отведены под эти цели», — поясняет вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев в ЮФО Игорь Усиков.

Он поясняет, что в Каратаево есть исторические курганы, поэтому похороны там запрещены.

«Похороны там проводятся сегодня только по инициативе местных жителей», — уверен Игорь Усиков.

Однако в редакцию RostovGazeta обратилась ростовчанка Елена Сапурова, которая сообщила, что в 2019 году похоронила на Каратаевском кладбище близкого человека.

«И каждый раз, приходя на кладбище, я замечала по пути могилку с незнакомой бабушкой. В один день с удивлением обнаружила, что на этом месте вместо бабушки оказался похоронен мужчина. Не понимая, что происходит, я обратилась с вопросом к администрации кладбища. Мне ничего не ответили, а через время, надгробие этой бабушки появилось совсем в другом месте на кладбище», — сообщает Елена Сапурова.

Она добавляет, что с тех пор стала внимательно присматриваться к могилам.

«Мое внимание привлекала могила с дорогой оградой, мимо которой, не заметив, не пройдешь. Через какое-то время я увидела, что убрали ограду. А потом на этом месте оказалась совсем другая могила, — сообщает Сапурова. — На кладбище творится кошмар. „Неугодные“ могилы — тех, чьи родные высказывают недовольство происходящим, на кладбище забрасывают камнями, вырывают цветы. Могут сломать памятник или ограду. И сколько я не обращалась со всеми этими вопросами в правоохранительные органы, никакого ответа не последовало».

В погоне за метрами

Местная жительница Екатерина Еремина [имя изменено по ее просьбе] соглашается с тем, что на Каратаевском кладбище творится полное безобразие.

«Сейчас везде все места подзахоронения контролируются, чтобы родственников хоронили к родственникам. Так должно быть. Но нет. К могилам своих родных на этом кладбище я уже подойти не могу. Например, на могиле моей бабушки сняли ограду и подзахоронили кого-то незнакомого. А на могилу своей матери я не могу поставить оградку, потому что нет места. Я и отца не смогла к ней подзахоронить. Из-за отсутствия места невозможно было пронести к могиле гроб. Это просто кощунство над усопшими. Отца мне пришлось хоронить на другом кладбище. Мама и папа всю жизнь были вместе, они умерли молодыми, а сейчас лежат отдельно. Это трагедия всей моей жизни», — сокрушается Екатерина Еремина.

Источник, знакомый с ситуацией, подтвердил, что по желанию, и на Каратаевском кладбище сегодня можно организовать захоронение, но решается этот вопрос достаточно сложно.

«Действительно, официального договора о том, сколько что стоит, не будет. Договариваться приходится со смотрителем кладбища. Так происходит потому, что в случае если обнаружат — штраф для физического лица будет небольшой, порядка 500 рублей. А при наличии договора с компанией, на нее наложат серьезные штрафные санкции», — пояснил собеседник.

Договор на словах

На вопрос корреспондента RostovGazeta, как же удалось похоронить близкого человека из Ростова на Каратаевском кладбище, которое нигде не числится на балансе, и где новые захоронения уже не ведутся, Сапурова отметила, что места на погребение здесь и сегодня успешно продаются. Еще и пользуются спросом в связи с тем, что на новое ростовское кладбище людям без автомобиля добираться сложно и далеко. Организацией похорон, по словам Сапуровой, на Каратаевском кладбище занимается ростовский похоронный дом.

«На Каратаевском кладбище — своя администрация, и, как я поняла, нелегальная. Никакие договоры о проведении ритуальных услуг не заключаются. Выдают бумагу, на которой указана стоимость, но без печати. А когда я попросила закрепить документ юридически — поставить печать, у меня забрали его и не вернули», — вспоминает Сапурова.

Она рассказывает, что каждый день, с 9.00 до 17.00 мск на кладбище присутствует администратор — представитель фирмы, который принимает заказы на погребение. Не так давно она заметила возле кладбища и строящейся церкви появление нового нежилого дома, рядом с адресом поселок Каратаево, 1-я Линия, 1А.

«Судя по всему, это неофициальный цех местных бизнесменов, потому что у дома нет даже номера. Похоже на подсобное помещение, поскольку рядом с которым валяются решетки, разобранные памятники, куски мрамора и гранита», — делится увиденным Сапурова.

Она добавляет, что каждый день замечала, как в доме и возле него работали люди. Однако после ее неоднократных обращений в правоохранительные структуры, деятельность в «цеху» прекратилась. Сегодня на кладбище присутствует лишь один смотритель.

Неугодные могилы

Связаться со смотрителем кладбища для прояснения ситуации корреспонденту RostovGazeta не удалось. По данным информационной системы СПАРК, названные Сапуровой фамилии «нелегальных владельцев» и «администратора» Каратаевского кладбища не значатся в базе зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Ростова и области. Отсутствует и любая другая информация о предпринимательстве по адресному запросу Каратаевского кладбища.

Опрошенные местные жители не вникают в юридические аспекты «несуществующей» фирмы. Они не в курсе, что за фирма занимается организацией похорон на местном кладбище. Некоторые поощряют ее деятельность, склоняясь к тому, что цены обычные, а работают четко. Однако Сапурова утверждает, что знает людей, которые столкнулись с непредвиденно растущей стоимостью на организацию похорон, но они боятся выступать открыто.

Полный цикл услуг

Неподалеку от Каратаевского кладбища, на улице Совхозная, 12, работает кафе «Провинция», в котором проводятся банкеты, в том числе и поминки после погребения.

«Так называемое кафе расположено рядом с мусорными баками, в трущобах городского окраинного захолустья. Но цены, как в городском среднестатистическом кафе», — делится мнением в отзыве к заведению в Яндексе ростовчанка Ирина Полупанова.

У кафе «Провинция» нет никакой рекламы. Отсутствует официальный сайт, нет страницы в Инстаграм. Узнать о существовании кафе можно лишь из адресного поиска в Яндексе или из уст ростовчан, которым, в свою очередь, его рекомендуют при организации похорон на кладбище, как спокойное место с удобным расположением для проведения поминок.

Корреспондент RostovGazeta позвонил по номеру телефона кафе «Провинция» и поинтересовался, можно ли здесь заказать банкет на 25-е сентября. Ему объяснили, что этот день уже занят, а заказ лучше делать заранее, чтобы не возникло накладки. Зал для компании здесь обычно закрывают, поэтому минимальное число гостей должно быть не менее 15-и человек. Стоимость обеда на одну персону от 1,3 до 2 тысяч рублей без спиртного.

«Меню согласуем, наберем на компьютере, все распишем», — сообщила сотрудница кафе, представившаяся Галиной Юрьевной.

Однако на просьбу корреспондента предоставить чек после оплаты мероприятия Галина Юрьевна ответила отказом.

«Для вас принципиально, что ИП закрыто? Документы на ИП были у мужа, а он сейчас закрыл ИП. Но печать осталась, могу поставить. Будет проверяться?» — поинтересовалась она.

По информации справочно-информационного центра Ростова, учредителем кафе «Провинция» на Совхозной, 12 является индивидуальный предприниматель Николай Лабуняк. По данным информационной системы СПАРК, он еще в 2008 прекратил свою деятельность в связи со смертью. Другого официального владельца — ИП или юридического лица, у кафе не обнаружено, однако оно работает и сегодня.

Среди местных жителей ходят разные слухи о том, кто из влиятельных людей региона «крышует» кафе «Провинция». Но информацию об этом корреспонденту RostovGazeta подтвердить не удалось.

#Эксклюзив #Аналитика
Подпишитесь