Это были как эмигранты и их потомки, уехавшие за границу после Гражданской войны, так и жители оккупированных территорий, добровольно вызвавшиеся служить Гитлеру. Почему они воевали против своих и что с ними в итоге стало — в материале корреспондента RostovGazeta.
Считается, что фашистские пропагандисты не отождествляли донских казаков с остальными русскими, поэтому они, по преступным планам Третьего рейха, не подлежали поголовному истреблению. Их абсурдно объявили арийцами, потомками «готов» — германского племени, обитавшего в Причерноморье в древности. Поэтому донцов гитлеровцы принимали в СС. А сам Адольф планировал в своей больной голове создание для них отдельного независимого государства на территории юга России.
Позорные перебежчики
В «Положении о местных вспомогательных формированиях на Востоке» казаки якобы выделялись в категорию «равноправных союзников, которые сражаются с германскими солдатами против большевизма» в составе особых боевых частей.
В качестве эксперимента фашисты решили создать добровольческие казачьи части уже в 1941 году. Их с самого начала использовали для борьбы с партизанами и охраны. После того, как гитлеровская армия взяла Ростов-на-Дону и вступила на земли бывшего Войска Донского, то часть населения, по свидетельству очевидцев, на это смотрело не столь уж и отрицательно. Часть экспертов объясняют это тем, что некоторые семьи пострадали от советских властей во время политики расказачивания и коллективизации. Кто-то, вероятно, видел в фашистах «защитников от большевизма». Известный донской генерал времен гражданской войны Петр Краснов в то время предательски призывает казаков поддержать войска Гитлера. Именно он на старости лет стал ключевой фигурой казачьего коллаборационизма.
В оккупированном Новочеркасске в 1942 году гитлеровцы провели сход казаков и избрали руководителей донских фашистов. Собрал съезд местный житель Сергей Павлов и еще несколько человек, официально предложив немцам от имени донских казаков помощь в борьбе с Красной армией и советской властью. Гитлеровцы на это дали «добро» и был сформирован Донской Войсковой штаб и казачьи части. Туда стали стекаться все предатели с казачьими корнями со всего оккупированного Дона и Юга России.
Павлов и его не менее известный «подельник по оружию» Тимофей Доманов были простыми советскими гражданами, никогда не бывшими в эмиграции: один жил в Новочеркасске, а другой в Шахтах. Еще один донской коллаборационист Иван Кононов - был даже активным коммунистом и членом партии большевиков.
Под фашистским сапогом
В Ростове немцы разрешили создать комитет по казачьим делам. В марте 1943 года был организован войсковой круг для избрания войскового атамана. Решили выставить кандидатуру генерала Петра Краснова. К тому же якобы предлагали избрать Гитлера «почетным атаманом» Войска Донского с поднесением ему грамоты и казачьего знамени. Начальника Ростовского немецкого гарнизона генерала Киттеля местные холуи хотели сделать "почетным казаком".
Комитет предлагал создать в будущем «казачье государство» под присмотром Третьего Рейха. В газетах предателей - публиковали в то время письма известных личностей времен Гражданской войны, в которых были призывы к усилению борьбы против советской власти под руководительством фашистской Германии. «Не сказочная «Казакия», а союз Дона, Кубани, Терека и Кавказа, прочно связанный с Германией, будет образован...», - писал тогда в одном из писем изменник Краснов.
Штаб Войска Донского стал проводить учет всех казаков и формированием добровольческих частей. В приказе № 1 отмечалось: «Все казаки и казачки области Войска Донского, проживающие в Ростове-на-Дону, должны зарегистрироваться в районных организациях полиции по месту своего жительства». Также указывалось: «Все донские офицеры и военные чиновники должны зарегистрироваться в районных организациях полиции Ростова-на-Дону по месту жительства, имея на руках соответствующие документы». К слову, так как Ростов исторически был неказачьим городом, то набрать людей было трудно. Но эта вакханалия длилась не долго. Красная армия наступала и по полной развернуться у прислужников оккупантов на донской земле не получилось.
Боевой путь иуд
Из добровольцев донских станиц в Новочеркасске были организованы 1-й Донской полк под командованием есаула Шумкова и пластунский батальон, составившие Казачью группу Походного атамана полковника Павлова. На Дону также был сформирован 1-й Синегорский полк в составе 1260 казаков и офицеров под командованием войскового старшины Журавлева и многие другие формирования.
13 июня 1942 года из казачьих сотен 17-й германской армии создали казачий кавалерийский полк имени Платова. В его состав входили 5 конных эскадронов. Впоследствии при штабе формирования было открыто 1-е Казачье тоже имени Платова юнкерское училище, а также унтер-офицерская школа. Генерал Краснов возглавлял Главное управление казачьих войск гитлеровского вермахта.
Немцы разрешили донским казакам носить папахи, красные лампасы и другие привычные элементы одежды. Было несколько вариантов нарукавных нашивок. Самый популярный вариант: в форме щита, в верхней части которого располагалась надпись латиницей «Don».
Организованные на Дону казачьи отряды участвовали в боях против наступающих советских войск под Ростовом. В 1942 году стали появляться в составе гитлеровских войск и на других фронтах. В апреле 1943 года многих из них послали воевать против югославских партизан, в Италию, Польшу.
В первых числах мая 1945 года стало понятно, что конец войны близок. Казаки стали прорываться на Запад с целью сдаться англичанам. Позднее союзники их выдали Советским властям по решению Ялтинской конференции.
Бесславный конец
Ко всем донским казакам, сотрудничавшим с оккупантами, руководство СССР совершенно правильно и справедливо относилось как к предателям. То есть - не делали исключения для эмигрантов первой волны, которые никогда не были гражданами СССР. Большинство из них приговорили к разным срокам заключения. В 1955 году, по указу Президиума Верховного совета СССР от 17 сентября «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупационными властями в период Великой Отечественной войны», некоторые изменники были амнистированы.
В начале 1947 года Военной коллегией Верховного суда СССР иуда Петр Краснов и другие предатели были объявлены военными преступниками и приговорены к смертной казни через повешение. Удивительно, но именно этому человеку в станице Еланской Ростовской области до сих пор спокойно стоит памятник. Правда, в частном музее. И ни прокуратура, ни кто-либо еще монумент Краснову демонтировать не могут.
Конечно, по кучке отщепенцев нельзя судить о всех донских казаках того времени. Сотни тысяч уроженцев Дона в составе Красной Армии воевали против фашистских агрессоров. С первых дней Великой Отечественной войны десятки тысяч добровольцев потянулись на призывные пункты. Туда устремились даже те, кто был освобожден от службы по возрасту или был больным. Именно из таких казаков-добровольцев сформировали 116-ю Донскую казачью добровольческую дивизию, 15-ю Донскую добровольческую кавалерийскую дивизию и многие-многие другие.
К сожалению, некоторые "семена", посаженные фашистскими пропагандистами в годы Великой Отечественной войны, проявляются и сегодня. Например, повторение мысли о том, что «донские казаки — отдельная национальность, а не русские» можно встретить как в интернете от официальных лиц, так и от активистов казачьего движения.