По данным городской администрации, к октябрю 2021 года комиссии районов Ростова подсчитали сумму назначенных штрафов — она составила 54, 7 млн рублей.
И это только штрафы за нарушения правил благоустройства, «налететь» на которые можно за парковку на газонах, строительный мусор, неубранную придомовую территорию, отсутствие мусорных баков. Но чаще всего ростовчан штрафовали за нанесение граффити на городские стены — в большинстве случаев это считается актом вандализма. Корреспондент RostovGazeta поговорил с донскими граффитистами и выяснил, как обстоят дела со стрит-артом в Ростове.
Нелегальное искусство
«Сейчас это искусство одной фотографии, потому что это нелегально, ни с кем никогда не согласовывается», — делится граффити-художник Денис Дека (работы Дениса можно посмотреть в Instagram: denny.deksters88).
Чаще всего рисунки с городских стен исчезают через несколько недель, дней и даже часов, после своего появления. Так, например, в апреле 2019 года произошло с картиной Лиды Железняк «Тихий Дон» на фасаде здания у входа в парк Горького — произведение уличного искусства не прожило и недели. А коммунальщики объяснили это тем, что картина была написана без согласования с администрацией Ленинского района.
Федеральных правил согласования и нанесения граффити в России нет, каждый регион устанавливает свои, иногда, негласные правила. Чтобы нанести граффити на ростовские стены законно, нужно связаться с администрацией города или района, предоставить эскизы. Как показывает практика, разрешают рисовать лишь на несколько избранных тем: выдающиеся личности, исторические события, спорт, искусство. Почти все такие работы художник выполняет за гонорар и, как признается граффити-художник Максим Сидоров, авторского почерка в них мало.
Имена на городских стенах
Мы разговариваем в арке дома на Большой Садовой, 61 — сегодня здесь маленький граффити фестиваль, который художники организовали сами для себя и надеются положить этим начало «социализации» граффити. Стены еще серые и покрыты множеством надписей маркерами, которые, скорее всего, оставили любители, ведь по мнению уличных художников, «чем больше твоего имени на городских стенах, тем лучше».
«Мероприятие вроде как должно положить начало легальным стенам, которые будут полностью согласованы. В Ростове с этим плохо. Сейчас по всей России начали предпринимать меры: в Сочи и в Адлере есть Valgalo Hall OF Fame — там собирают тусовки, и за свои средства все делают Здесь то же самое и происходит», — рассказывает Денис.
Из открытых стен для граффити все единогласно называют пространство за кинотеатром «Ростов», по сути, единственное место, где художники могут рисовать и не бояться «попасться». За нелегальное нанесение граффити в любом другом месте художнику угрожает закон о порче имущества, статья 214. Наказание по ней –штраф до сорока тысяч рублей, либо обязательные или исправительные работы, в худшем случае — арест до трех месяцев.
«Чистое граффити не подразумевает под собой идти и у кого-то что-то спрашивать. В этом-то и есть весь прикол, ты рисуешь то, что тебе хочется и где тебе хочется. А как это будет выглядеть, и какая там статья будет — это второе дело», — говорит Денис.
«В моем случае, учитывая, что я работаю как минимум день на стенке, я стараюсь пойти со всеми на контакт: предупредить о своем намерении что-то расписать. Либо подписывать договоры, как было, например, на парковке „Горизонта“. Нас там вообще никто не имел права трогать: ни полицейские, ни коммунальщики, никто. В детстве, признаюсь, я убегал от них. Через это все проходили, это нормальная практика», — делится Максим Сидоров, граффити-художник из Новочеркасска.
Такое «преследование» своей деятельности работниками ЖКХ, коммунальщиками и даже обычными прохожими граффитисты объясняют стереотипами об «агентах запада» и негативными ассоциациями с граффити.
Не для всех
«По большей части ты рисуешь либо для себя, либо для тех, кто в теме. Остальные не понимают. Такие мероприятия, как сегодня, — это социализация граффити в обществе чтобы интегрировать его в обыденность людей, и они понимали, что это не плохо. Вот видите, там испортили ставни, и все думают, что это грязь, — Денис указывает на ставни, расписанные маркером. Сегодня все это закрасят яркими рисунками, почти все граффитисты Ростова объединятся ради творческой тусовки.
Тот факт, что художники выбрали локацию в самом центре города, в паре кварталов от мэрии, не может не вызвать внимания общества — во дворик то и дело заходят люди: кто-то осуждает «что они краской стены портят», кто-то фотографирует и заинтересованно наблюдает, как на серой стене яркое пятно приобретает все более отчетливые формы.
— Краска для граффити разъедает ровно так же, как и обычная фасадная краска. Если брать плохую автомобильную краску, которой мы раньше рисовали в девяностых, там удовольствия было мало, но просто за счет того, что рисовать было нечем абсолютно. К слову эта краска держится лучше, чем некоторые фасадные, — делится Максим Сидоров.
Мы оглядываем стены старого здания, во дворике которого сейчас кипит яркая творческая деятельность и продолжаем разговор — уже об эстетике граффити. В социальных сетях под записями о появлении в городе нового рисунка можно часто заметить комментарии в духе «почему нарисовали именно это, лучше бы что-то другое». Максим рассказывает, как однажды сам столкнулся с подобным, правда, офлайн, в процессе рисования.
«Всегда бывает такое, что говорят: „Ой лучше бы вы нарисовали казаков“, если брать Новочеркасск. Я уже казаков нарисовал для города, мне проще отмазаться. Старое поколение не все такое зашоренное, многие понимают, что мы делаем. Даже наоборот: поколение наших родителей не понимает, а дедушки-бабушки полностью „за“. То поколение застало время, когда фасады украшали не баннерами, а ручной работой. Вспомнить мозаику советскую, такие же люди, как и мы пропихивали себя в эту сферу, навязывали свой стиль», — поясняет он.
Легализовать нельзя запретить
Несмотря на то, что не все воспринимают граффити положительно, городские части зачастую сами просят художников помочь им преобразить город. Так, например, ко дню России в 2020 году на ростовских стенах появились изображения «героев нашего времени»: врачей, ученых, волонтеров, курьеров и даже работников ЖКХ.
«Есть такое понятие как джентрификация — когда намеренно какой-то район улучшают за счет финансовых взносов, кафе, кофеен, в том числе за счет лиц, которые классно рисуют и имеют какое-то имя. Во многих странах специально зовут граффити-художников, стрит-артистов, чтобы они расписали фасад. И это уже приходит к нам. Что касается стрит-арта, наверное, Ростов еще до этого не дошел и это, отчасти, наша проблема, потому что кто, как не художники должны эту тему продвигать. В других русских городах это нормальная практика — Москва, Питер. В Кемерово ребята сами протолкнули тему росписи фасадов, сами организовали мини стрит-арт фестиваль. Город выглядит совершенно по-другому, когда торцы старых двухэтажных зданий расписаны каждым художником по-своему», — рассказывает Максим.