Posted 9 декабря 2021, 13:40
Published 9 декабря 2021, 13:40
Modified 18 сентября 2022, 14:31
Updated 18 сентября 2022, 14:31
В Ростове-на-Дону, прямо возле здания областного правительства, находится одно из самых примечательных мест города. Площадь Советов и памятник Первой конной армии, автором которого стал известный в СССР скульптор Евгений Вучетич. Сегодня среди горожан его называют «на яйцах». Но почему этот памятник так назвали?
Мало кто знает, что памятник в честь «Освобождения Ростова от белогвардейцев в 1920 году» мог находиться не в Ростове, а в Волгограде. И назывался он изначально «Оборона Царицына в 1918 году». Но волгоградцам он не пришелся по сердцу. Тогда монумент переименовали и отправили в Ростов.
Его установили в 1972 году на месте, где раньше стоял огромный Храм Александра Невского, который ранее был снесен. Во время открытия собралось много народу.
На открытии произошел забавный курьез: присутствовавший на событии маршал Семен Буденный, который был одним из прототипов монумента, заявил, что его конники во времена Гражданской войны никогда на лошадях не ездили, а только на конях.
Что делать? Скульпторам дали задание превратить лошадь в коня и добавить характерные половые признаки. Что и было сделано под покровом ночи. И так уж талантливо получились у мастеров эти «элементы», что они сами по себе удостоились отдельного внимания горожан. Возникло масса негласных традиций: например, когда в Ростове существовало военное училище, выпускники до блеска их натирали так, что блеск был виден аж за несколько кварталов. Иногда к металлическим тестикулам прикасаются «на удачу», а также регулярно красят их в различные цвета. Теперь площадь так брутальненько и называют в обиходе — «на яйцах».
30-е годы XX века принесли в СССР и «культурную революцию», эта тенденция не обошла и Ростов. Именно тогда в городе стали строить Ростовский драматический театр имени Максима Горького, который находится на Театральной площади. Проект получился интересным — стал одним из самых известных в мире зданий в стиле конструктивизма, которое по достоинству оценили многие архитекторы мира.
Сразу после открытия храм Мельпомены за необычную архитектурную форму предсказуемо прозвали "трактором". Это народное название полностью соответствует замыслу архитекторов, решивших увековечить в образе здания первый советский гусеничный трактор.
Главный зал изначально был спроектирован на 2250 гостей. Увы, театр не дошел до нас в первозданном виде. Во время отступления фашисты его взорвали, хоть до конца им это и не удалось. В 1963 году здание реконструировали. Зрительный зал стал поменьше — он теперь вмещает чуть больше тысячи человек, но акустика сохранилась превосходная.
Парамоновские склады для Ростова тоже настоящее место силы. Эти старые развалины настолько дороги горожанам, что они, кажется, скорее лягут под строительную технику, чем отдадут их под застройку. Почему так? Все просто — в них вся история Ростова. Здания построил в 19 веке богатый купец Елпидифор Парамонов для хранения и дальнейшей транспортировки по Дону зерна. В нем была уникальная система, сохранявшая постоянную температуру и циркулирования воздуха. Но еще до этих построек существовали более древние — 18 века. И, как считают археологи, остатки фундамента крепости Димитрия Ростовского, от которой и пошел современный Ростов-на-Дону.
Именно в этом месте трудились грузчиками многие впоследствии известные на всю страну личности. Например, тот же Максим Горький. После Гражданской войны сам Парамонов уехал за границу. Советские власти взяли здания под свой контроль и тоже использовали в качестве складов.
Во время Великой Отечественной войны комплекс складов из красивого кирпича страдал от бомбежек. Помимо разрушений от снарядов — в нем произошло множество пожаров. Склады забросили, и они постепенно стали приходить в негодность.
Несмотря на это, Парамоны стали символом Ростова и известной достопримечательностью. Уникальным местом многих поколений ростовчан. Именно поэтому общественность города никогда не согласится, чтобы на их месте появились какие-нибудь отели или многоэтажные дома.
Еще одно культовое место Ростова — памятник Тачанка. Его открыли в 1977 году в 60-ю годовщину Октябрьской социалистической революции в качестве памяти о погибших красноармейцах, воевавших в Гражданской войне. На месте, где сейчас стоит памятник «Тачанка», действительно шли кровопролитные бои с «белыми». Получился самый масштабный по размерам ростовский памятник в высоту 15 метров и весом в несколько тонн, длина тоже впечатляющая — около 30 метров.
Инициатива строительства большой скульптурной композиции принадлежит первому секретарю Ростовского горкома Компартии Борису Головцу. Тогда город активно развивался, поэтому ему, по задумке властей, были необходимы помпезные композиции, которые бы смогли передать дух эпохи.
Памятник строили по специальной технологии. Сначала из массивных металлических швеллеров был сварен каркас, на который приваривали медные листы. При обследовании конструкции в 2009 году была подтверждена ее прочность. Вместе с тем общий вид памятника пострадал из-за действий вандалов и неблагоприятной атмосферы. Но он все еще остается настоящей визитной карточкой Ростова.
Ну и самым узнаваемым символом города стал «Монумент Славы в честь ратных подвигов советских воинов». Этот памятник открыли сравнительно недавно — в 1982 году в честь освобождения Ростова от фашистских захватчиков.
Монумент планировали строить сразу же после освобождения Ростова в 1943 году. На Театральной площади долго стоял камень, на котором было написано, что на этом месте будет воздвигнут большой монумент. Люди ждали четыре десятилетия.
Страна тогда тяжело переживала послевоенное восстановление. И до грандиозных объектов руки у руководства города не доходили. Но в начале 80-х о проекте все-таки вспомнили. И объявили конкурс на лучший проект. После долгих споров выбрали работу московского архитектора Рукавишникова.
Но когда стелу открыли от ветеранов войны посыпались гневные письма, почему, дескать, они должны смотреть женщине, изображенной на памятнике, под юбку.
Кстати, в градостроительных планах значилось и строительство огромной лестницы шириной 140 метров, спускающейся к Дону. Начинаться она должна была в нижнем партере Театральной площади. Тогда у ростовчан появилась бы возможность увидеть памятник с другого ракурса. Но финансирования на это не нашли. Возможно уже нынешние ростовские власти, как и обещают, построят прогулочную лестницу на Театральном спуске и воплотят в жизнь идею 80-х годов прошлого века.