Топ-5 скандальных ростовских долгостроев: почему они никому не нужны

18 января 2022, 10:40
Начиная с 90-х годов прошлого века в Ростове начали строиться огромные офисные центры, престижные отели и перспективные жилые комплексы. На деле бетонные остовы зданий годами стоят нетронутыми. Почему миллионы рублей оставили разрушаться от непогоды, а не приносить доход хозяевам, разбирался корреспондент RostovGazeta

Sheraton

В этом году знаменитому долгострою на Сиверса исполняется 10 лет. В 2012 году группа компаний «Мегаполис» объявила о строительстве пятизвездочного отеля Sheraton. Стоимость проекта тогда составляла 3,5 миллиарда рублей. Совместно с турецкой компанией «Коста» его планировали завершить к 2014 году, но иностранный партнер отказался исполнять свои обязательства и контракт был расторгнут.

К тому же в эти годы резко изменился курс рубля, объект подорожал почти вдвое: банк-кредитор тоже отказался финансировать проект. С 2017 года долгострой выставляли на торги три раза, и каждый раз дешевле на несколько миллиардов рублей. Так, в 2019 году стоимость упала с 5,9 до 1,1 миллиарда рублей. Тем не менее покупателей не нашлось и торги были признаны недействительными.

В 2019 году ООО «Лира», которая выступала инвестором, была признана банкротом и из-за незавершенных судебных процессов продать территорию площадью 45 тысяч квадратных метров вместе с отелем нельзя.

Сейчас построенное рядом с железнодорожным вокзалом здание обнесено синим забором, территория поросла камышом, некоторые окна разбиты и в ближайшие годы о возобновлении строительства речи не идет.

«Даже Sheraton можно сделать красивым, если поменять на нем остекление на нормальное. Но, так как проблем с землёй в Ростове пока нет, застройщиков не особо интересуют такие объекты», – рассказывает урбанист объединения по сохранению исторического наследия Ростова-на-Дону «МойФасад» Даниил Светличный.

Гостиница «Московская»

Из ее окон в свое время глядели на Большую Садовую Федор Шаляпин, Константин Бальмонт, Александр Куприн, Михаил Шолохов, Роберт Рождественский и Лев Кассиль. Сейчас самая роскошная гостиница дореволюционной постройки стыдливо прикрыта баннерами и больше десяти лет переходит на аукционах из рук в руки.

С момента ввода в эксплуатацию в 1896 году дела у гостиницы шли с переменным успехом, в основном она не работала только в военные годы. Современный застой – один из самых долгих в ее истории.

Все началось в девяностых, когда из-за нехватки средств арендаторы покинули уже ставшее аварийным здание и на его восстановление средств не нашлось. В 2002 «Московскую» выкупила ООО «Ренессанс-Дон», которая задумала восстановить первоначальный фасад, который гостиница потеряла из-за нескольких реставраций. Экономический кризис в 2008 году не дал проекту шанса на реализацию.

Только спустя 10 лет в 2017 году «Московская» вновь обрела хозяина. Им стала гендиректор компании «ХДМ-Юг» и владелец ТЦ «Мир ремонта» Татьяна Шишкина. Она купила здание за 200 миллионов рублей и планировала создать в нем торговый центр. Но в том же году выставила его на продажу.

На время мундиаля «Московскую» прикрыли баннером, который периодически меняют: слишком уж часто уличные художники разрисовывают его своими надписями.

В декабре прошлого года стало известно, что городские власти подготовили проект реставрации гостиницы. «Московскую» архитекторы хотят переделать под центр, в котором будет все для развития малого бизнеса: от арт-мастерских до шоу-румов и, конечно, отеля. Чтобы начать реализовывать проект необходимо сначала получить одобрение владелицы Татьяны Шишкиной, которая пока никак не отреагировала.

«В некоторых городах есть программы «Метр за рубль», когда такие проблемные объекты передаются в собственность за символические деньги. Но, чтобы программа работала, надо находить «богатых» собственников, которые реально способны выполнить жесткие требования. Яркий пример — гостиница Московская или Парамоновские склады. Собственникам никаких требований не было предъявлено, поэтому они ничего не делают», – рассказывает блогер-урбанист, администратор ресурса «Урбанистика – Ростов-на-Дону» Артемий Зайцев.

Скелет на Гвардейской площади

ООО «Свиссбэл» начинала строительство офисной многоэтажки в центре Ростова на Красноармейской, 16 еще в 2008 году. Стройка несколько срывалась сначала из-за банкротства сопровождающей компании, а когда в 2019 году там решили разместить в здании знаменитую сеть отелей Holiday Inn, работы снова отложили.

Казалось бы, решительное заявление властей о том, что к 2020 году здание наконец достроят, звучало убедительно. Но, как показало время, создали лишь видимость деятельности: долгострой обнесли забором и разместили баннер с красивой картинкой будущего офисного центра. Подрядчик, все то же ООО «Свиссбэл», продлил сроки аренды земли до 2025 года и заявляет, что планирует закончить проект, но в какие сроки – не уточняет.

«Я уверен, что запреты и ограничения на новое строительство в центре должны стимулировать восстановление и реконструкцию старых домов. Застройщики в очередь выстроятся, чтобы им дали реконструировать аварийные дома», – считает Артемий Зайцев.

ЖК «26-я Линия»

В 2014 году в районе улиц 26-я Линия, Шолохова, Буйнакская и переулка Кривошлыковский началось строительство жилого комплекса. Инвестором выступила компания «Турботрон», которой владеет сын Асланбека Джиоева депутата Заксобрания и председателя совета директоров «СМУ-1» Вадим Джиоев. Но в 2016 году права на пользование землей у нее отобрали и строительство не завершили. Власти, которые должны были возместить средства за строительство, посчитали, что «Турботрон» завышал цены в отчетах – началось судебное разбирательство. Процесс выиграл инвестор и получил компенсацию в размере 695 миллионов рублей. Но пока шли тяжбы, дома так и стояли недостроенные.

Летом 2021 года стало известно, что городские власти продали ЖК «26-я Линия» компании «СМУ-1». Она известна строительством ЖК «Белый ангел».

Дом в Малом переулке

Этот дом признан самым старым долгостроем Ростова: строительство началось в 1996 году и вот уже больше 20 лет собственники не могут заселиться в свои квартиры. Застройщиком выступала «Донская строительная компания», которая обанкротилась в 2002, едва достроив дом до пяти этажей из запланированных десяти. Неудачный опыт долевого строительства власти объяснили тем, что закончились деньги, а многие из владельцев квартир – сотрудники налоговой полиции – умерли.

К Чемпионату мира по футболу 2018 дом тоже достраивать не спешили: его посчитали местной арт-хаусной достопримечательностью с оригинальными граффити.

Сейчас здание принадлежит Департаменту имущественно-земельных отношений Ростова, и статус муниципальной собственности позволяет дать обманутым дольщикам новые квартиры взамен недостроенных.

Еще с 2019 года вопрос о том, что делать с недостроем остается подвешен: заводов по производству монолитных плит, из которых он построен, сейчас нет. Но и снести дом из-за плотной застройки нельзя, хотя здание числится в реестре объектов под снос.

«В целом, новому собственнику изначально надо будет провести дорогую экспертизу, определить состояние конструкций. Во многих случаях проще купить пустой участок под новое строительство, чем достраивать брошенные объекты. А пустырей у нас в городе очень много даже в историческом центре», – заключает Даниил Светличный.

#Общество #Новости
Подпишитесь