Официально в Ростове не зарегистрировано ни одной сатанинской организации, с тех пор как Минюст прекратил деятельность Сатанинской церкви РФ*. В 2020 году в донских СМИ и пабликах в социальных сетях можно было встретить заметки о том, что «сатанисты вешают собак на заборах», осенью 2021 года якобы 32-летняя подобная оккультистка из Ростовской области убила себя и своего ребенка. Больше пяти лет назад, в 2016 году, кто-то похитил с кладбища тело женщины для совершения совершения ритуала.
«Я считаю, что это извращенцы. Приверженность любой религии – это желание быть частью чего-то целого, большого, мощного. А они играются и не до конца понимают, что происходит», – объясняет ростовский эзотерик Эльдар Акжигитов.
Движение сатанистов завоевало небольшое число сторонников и обрело свои центры практически в каждом крупном городе. В том числе и в Ростове, где это явление существует до сих пор.
«Что-то действительно происходит. Прихожане замечают следы ритуалов на могилах. А недавно там, за углом (женщина указывает на территорию за храмом, где стоят мусорные жбаны и туалеты) видели колдунов», – рассказала сотрудница Братского кладбища, женщина служит в Вознесенской церкви и пожелала остаться анонимной.
Корреспондент RostovGazeta решила проверить, не оставили ли эти «колдуны» следов. Утверждать, что все найденное имеет какое-то отношение к сатанинским ритуалам нельзя, но набор получился необычным. Разбитый сосуд, зимняя одежда, то-ли случайно, то-ли специально уложенная в форме человеческого тела, на некоторых могилах – огарки свечей и перевернутые иконы.
Считается, что сатанизм – это «обратное христианство»: именно за эту связь религий его считают богопротивным. Оккультизм скорее протестует против ограничений свободы, отмечает заведующий кафедрой философии религии и религиоведения Южного федерального университета Сергей Астапов.
«Это переконвертация ритуалов христианства. Как сам Сатана решил переделать то, что сделал Бог, так и сатанисты переделывают обычаи христианской церкви. Поэтому, кстати, настоящие сатанисты – одиночки. В их понимании это пропаганда необузданной свободы. Для христиан самое страшно наказание в Аду это не черти и котлы, а одиночество души. Для сатанистов это, наоборот, желательно», – объясняет религиовед.
Движение сатанистов молодое – ему около 50 лет от роду, а в России он стал популярен только в 90-х годах. О своей встрече со слугой дьявола вспоминает пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский:
«Он играл сатанинский рок в группе, это были девяностые годы. Мальчик с длинными волосами и перевёрнутым крестом так самовыражался. А через какое-то время будучи в храме я увидел, как этот же мальчик забежал, он весь трясся, и стал говорить, что ему стали являться те, в кого он верит. Что они его пугают, они могут появиться на остановке, где угодно. Иногда люди думают, что это игра, но этот мир, оказывается, вполне реален».
По официальным данным, со слов религиоведа Сергея Астапова, в Ростове сатанинских организаций нет с тех пор, как их организации прекратили свою деятельность в 2017 году.
«Я работаю с официальными данными от Минюста. Могу только предполагать, что сатанинские организации у нас есть, поскольку были судебные процессы над теми, кто называл себя сатанистами», – говорит ученый.
Один из участников группы в социальных сетях, ростовчанин Давид Абросимов (фамилия героя изменена по его просьбе) поделился с RostovGazeta историей о том, как он пришел к сатанизму и почему Ростов комфортен для этого.
«Нам всегда вбивали, что есть Свет и Тьма. Свет считают чем-то хорошим, а христиан оккультистами не называют. Я всегда чувствовал, что меня тянет против течения, религиозным я не был и когда вся эта тусовка получила у нас развитие, решил просто посмотреть, что это», – так 24-летний Давид объясняет свой путь к этому движению.
Он учился в университете, учеба уже порядком надоела, подростковые тусовки тоже. Ростовчанин пытался найти что-то серьезное, что поможет определиться в жизни, найти веру в собственные силы. Первое собрание Давида проходило три года назад на Братском кладбище. Оно, по его словам, удобно своим расположением. Больше 7-10 человек, как правило, не собираются, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания.
«Вообще сообщество сатанистов довольно закрытое, обычно группами собираются только для проведения каких-то важных ритуалов, которые требуют много энергии. В основном каждый сам за себя, потому что Тьма внутри. Бегать с бубном и доказывать что-то окружающим – удел малолеток. Тьме плевать на нашу суету, есть только ты и твоя вера. Политика меня тоже мало интересует, потому что Тьме все равно, как у нас здесь все развивается, для нее это все мышиные заботы», – делится Давид.
Он работает менеджером ресторана, и коллеги, по его словам, ничего против не имеют. Только однажды спросили про татуировку с печатью Бафомета, но он ответил, что это просто важный для него символ и стал носить рубашку с длинными рукавами.
«На работе я атрибутику на показ не выставляю, а к макияжу все привыкли – в наше время люди спокойнее относятся. Мои родные знают, что я чем-то таким увлекаюсь, но никогда не расспрашивали и не отговаривали: не наркоман, и ладно», – рассказывает сатанист. Макияж у Давида не очень яркий: глаза немного подведены черным по контуру, на губах – бледная плотная помада. Волосы и брови покрашены в черный.
К христианству и другим религиям он относится равнодушно – они ему не мешают, как и он им. А вот на вопрос о том, насколько близки сатанизм и дьяволопоклонничество Давид так спокойно не реагирует:
«Дьяволопоклонники это не то же самое, они просто подражатели. Это просто подростки, которые хотят быть «не такими как все» и поэтому прогуливают уроки на кладбищах».
Пыталась его спасти только бывшая девушка: не выпускала по ночам из дома, пыталась изменить имидж, угрожала, что бросит Давида, если он не станет нормальным человеком.
«В Ростове, если ты скажешь, что ты сатанист, могут и побить. Люди думают, что в наш перечень дел входит убийство животных, тусовки на кладбищах и осквернение могил. Забавно, что такие вот правильные обычно кричат, что мы оскорбляем их веру. Хотя сами ничего не знают о моей религии», – говорит Давид.
В Донской митрополии отношением сатанистов к животным возмущены.
«Я лично могу свидетельствовать, когда эти граждане приносили в жертву несчастных кошек. Я считаю, этих швалей нужно либо разогнать, либо в психиатрическую кинику отправить. Сатанизм – это болезненное явление, не только духовное, но и социальное», – уверен пресс-секретарь митрополии Игорь Петровский.
*запрещена в РФ, закрыто Министерством юстиции России.