Многие эксперты отмечают, что закрепившийся на Украине курс внешней и внутренней политики в последние годы - неизбежно вел к конфликту с Россией.
«Не случайно, с началом спецоперации большая половина населения готова была бежать по призывным пунктам и записываться добровольцами, чтобы поддержать Россию», — отмечает политолог Александр Сухарь.
Однако на Дону встречается и иная точка зрения, высказываемая отдельными жителями. За дискредитацию Российской Армии поплатились уже 13 человек. В частности, жительницу Кагальника оштрафовали за комментарий в соцсети. Жителя Каменск-Шахтинского — за незаконное выступление с плакатом. Есть в регионе и известные местные журналисты и общественники, которые встали на сторону Украины, вывешивали флаги этой страны на своих аватарках в социальных сетях. Многие даже уехали за границу. Специалисты разъясняют, что такие настроения на Дону возникли не спонтанно. Но в большинстве случаев якобы базируются на сопереживании.
«Не думаю, что большинство из этих людей выступают осознанно. Дело в том, что в 90-е годы нам насаждались либеральные ценности в западном варианте. Они и привели к определенному мировоззрению. Правда, со временем таких взглядов стало значительно меньше. Они не выделялись из общей массы потому, что не было жесткого разделения, характерного для военного противостояния», — объясняет политолог Роман Базиков.
Однако и среди этого пласта мнений нет полного единства во взглядах. По идеологии эксперты разделяют таких людей на четыре разные группы.
Представителей первой группы на Дону сегодня принято называть либералами.
«Но я бы не стал оскорблять либерализм таким сравнением. В первой группе находятся лишь сторонники определенных навязанных убеждений, звучавших извне. От тех, кто всегда выступает против нашей страны, против руководства и против всего российского», — отмечает Александр Сухарь.
К другой группе специалисты относят откровенно «прозападных» жителей Дона. Но не тех, кто приехал из-за рубежа. А тех, кто всегда жил здесь, но в своих мечтах видел «идеальную страну».
«Люди из этой категории всегда находятся „там“, а не здесь. При этом у многих нет возможности эмигрировать на Запад. Они никогда там не были, но искренне заблуждаются, что там лучше. В их мечтах Запад совсем другой. Это идеальный мир с американской демократией и общечеловеческими ценностями, которые никто никогда не видел и не знает, какие они в реальности той конкретной среды», — поясняет Сухарь.
К третьей группе принадлежат так называемые радикалы со всех сторон. И радикалы — либералы, и радикалы левых сил. Их убеждения основаны на том, что все и везде якобы должны проиграть, а народы объединиться ради мира во всем мире.
«Многие считают, что Россия проявила необоснованную агрессию, а ценность человеческой жизни превыше всего. В их понимании, спецоперация должна быть закончена без каких-либо условий. Это эдакие ультра-пацифисты. Возможно, они связаны с религиозными взглядами. Есть же секты, считающие военные действия морально не оправданными и не допустимыми», — отмечает Базиков.
К четвертой категории относят высказывания враждебных элементов, которые всегда, в период военных конфликтов, находятся.
«Естественно, что со стороны Украины, а давайте будем называть вещи своими именами, как и со стороны Запада, эти моменты были тщательно просчитаны. Им нужны были на нашей территории люди со своим влиянием, которые будут вносить нужную им точку зрения, создавая в информационном поле страны вбросы и фейки. Я думаю, что подготовка таких людей велась несколько лет. В частности, в 2014 году в Ростовскую область с потоком беженцев зашло немало недобросовестных и враждебно настроенных людей», — делится мыслями Александр Сухарь.
Политолог заметил, что несколько лет назад в социальных сетях началось активное появление пабликов и групп по интересам. Многие из них имели «ростовскую прописку». Темы сообществ были самые разнообразные, от знакомства онлайн до увлечений и тренингов. Группы быстро обрастали подписчиками.
«Но меня в них очень смущала чрезмерная политизация обычных тем. И не случайно, поскольку 24 февраля 99% этих групп на своих аватарах разместили украинские флаги. Они стали распространять фейковую информацию, призывы к свержению государственного строя и лидера нашей страны. Потребовалось немало времени, чтобы взять ситуацию под контроль. Из этого и следует, что дистанционная работа противника началась за несколько лет до спецоперации. А это в очередной раз доказывает не только враждебность той стороны, но и реальную подготовку к вооруженному конфликту самой Украины», — подчеркивает Александр Сухарь.
Несмотря на четкую классификацию групп, пытающихся дискредитировать российскую армию, эксперты склоняются к мнению о необходимости разграничения правоприменительной практики. А именно, кому достаточно штрафных санкций, а в каких случаях наказание надо ужесточить.
«Выписать штраф 30 тысяч рублей за комментарий в соцсети, например, пожилой женщине — ворчунье из села, я считаю нецелесообразным. Ведь история знает много примеров, когда болтушки-вредины, склочные по своему характеру, критикующие все подряд, становились хорошими партизанками. А те, которые себя никак не проявляли, наоборот, в условиях военных действий оказывались либо агентами влияния, либо так называемой Пятой колонной», — рассказывает Александр Сухарь.
Но с целенаправленными изготовителями фейков следует бороться не штрафами, а уголовным наказанием.
«Сейчас у нас информационная свобода. Но когда из тактических соображений руководство России о чем-то умалчивает, тут же появляется огромное количество фейков со стороны Украины. Ухудшает ситуацию и тот факт, что заблокированные ресурсы легко обходятся с помощью VPN. В итоге люди получают дичайшую информацию», — аргументирует спикер.
В частности, очередным вбросом стала информация о том, что 9 мая в России, в том числе и Ростовской области, будет объявлена всеобщая мобилизация мужского населения. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг эти фейки, назвав их чушью.
Эксперты уверены в том, что радикальные взгляды надо подавлять силовым образом, но с опорой на правильную пропаганду и разъяснительную работу. Если этого не делать, то недовольство уйдет в подполье.
«Необходимо формировать сознание людей, разъяснять позицию государства. И такая работа должна стать в приоритете», — отмечает Роман Базиков.
По его словам, сегодня у некоторых появляются мысли о необходимости создать институты своеобразных политруков, которые будут проводить разъяснительную работу.
«Надо понимать, что любой человек против вооруженных действий. Это ценность, которую мы впитали с молоком матери. Но бывают исключения из правил, сложные форс-мажорные обстоятельства, при которых спецоперация является единственным выходом. И если мы не будем защищаться, это приведет к гибели государства. Это и надо доходчиво объяснять, чтобы все люди понимали», — резюмирует спикер.
Дарья Демидова