Газета писала: «В воскресенье «легла костьми» первая жертва электрических столбов строящегося в Нахичевани трамвая. Жертва легла авансом, в счет будущих «происшествий и столкновений», так как электрический трамвай еще не готов, а только пока устанавливается. Произошло это очень просто. Из катившегося по рельсам конного трамвая неосторожно выглянул вперед, выставившись из вагона, какой-то пассажир, слесарь по профессии, и был сбит столбом. Удар в голову был настолько сильным, что несчастный пассажир трамвая тут же и Богу душу отдал. Видите, как просто. Еще бы проще, да некуда. Был жив человек и в три минуты его не стало. Электрические столбы в Нахичевани имеют роковое значение…»
Газета обвиняла в смерти несчастного слесаря городское нахичеванское руководство. Дескать, при попустительстве властей электрические столбы расположили в опасной близости к трамвайным рельсам. И из-за этого много нахичеванских пассажиров, которые из-за любопытства высовывают головы из окон, получают травмы и увечья.
Сегодня, конечно, сложно понять, зачем высовывать из трамвая голову, но тогда эта тема была актуальна. Трамвай был воплощением чуда-техники. Кстати, надо сказать, что руководство города Нахичевани-на-Дону прислушивалось к критическим замечаниям прессы.
К водителям трамвая, как и к водителям (то есть кучерам) конки, предъявлялись в Ростове и Нахичевани определенные требования. Такие же требования предъявлялись и к пассажирам.
Еще в конце девятнадцатого века в связи с увеличением протяженности конной железной дороги, а также числа перевозимых ею пассажиров Ростовская управа разработала инструкцию по эксплуатации дороги.
«…определяется рысью не более 12 верст в час. Езда вскачь нигде не допускается». То есть нельзя кучерам было превышать скорость. В вагоны не допускались люди, которые своим запахом или грязным видом могли отпугивать пассажиров. Например, трубочисты, маляры, селедочницы и прочие. Особые требования предъявлялись к кучерам. Они должны были быть не моложе 21 года, а также иметь справку о состоянии здоровья».
Это было что-то похожее на современное прохождение медицинской комиссии перед получением прав на вождение автомобиля.
А еще в ростовской конке запрещалось курить, а в нахичеванской это делать можно было. Один смешной рассказ, который был опубликован на эту тему в «Донской пчеле», назывался «На конке»:
«Очень интересная сцена произошла на днях в вагоне конно-железных дорог, следовавшем из Ростова в Нахичевань. К пассажиру, высокому брюнету, с бритым лицом, робко подходит кондуктор и просит не курить».
Кондуктор объясняет брюнету, что Ростовская Дума постановила не курить в вагонах конки. Брюнет неохотно подчиняется требованию кондуктора. Но когда конка въезжает в Нахичевань, вновь закуривает. Кондуктор возмущается:
-Позвольте, господин, курить нельзя.
На что брюнет отвечает кондуктору, что это Ростовская Дума приняла постановление о запрете курения в вагоне, а Нахичеванская Дума такого постановления не принимала. А поскольку конка въехала в Нахичевань, то он будет курить. Продолжая преспокойно курить, нахичеванец говорит кондуктору:
«Ростов сам по себе, Нахичевань сам себе. Наш город своего голову имеет, ему чужого не надо…».
Кондуктор ничего не смог сказать в ответ нахичеванцу. Кстати, подобных забавных историй немало публиковалось в те годы в «Донской пчеле».
Например, вот такая история об одном хитром нахичеванце.
Конка шла по Большой Садовой улице. На одной из остановок в вагон вошел нахичеванец, с виду «торговый человек», с «полдюжиной детей». Кондуктор попросил нахичеванца заплатить за себя и за детей. Нахичеванец заплатил за себя, а за детей платить отказался.
-Все дети, согласно объявлению правления железных дорог, провозятся бесплатно, — заявил нахичеванский торговец.
-Совершенно верно, но этой льготой пользуются дети до пяти лет, а ваши дети старше, — пояснил кондуктор.
Тогда нахичеванский торговец предложил кондуктору вместе почитать правила, которые издало правление Ростовских железных дорог. Они стали вместе вслух читать эти правила. Один из пунктов гласил, что дети до пяти лет провозятся бесплатно.
Нахичеванец громко заявил кондуктору:
-Детей провозить можно бесплатно до 5 лет, а я их везу на конке только первый раз.
Автор рассказа пишет, что этот остроумный ответ находчивого нахичеванца так понравился сидевшей в вагоне публике, что «по настоянию ея, контролер отказался взять провозную плату с его детей».
Действительно, у ростовского трамвая славная история. Надеюсь, что наш трамвайный транспорт будет и дальше существовать в нашем городе, модернизироваться и развиваться. И еще немало забавных историй, связанных уже современным трамваем мы расскажем когда-нибудь читателям.
Георгий Багдыков