Ханжонков был потрясен, когда впервые увидел кино в нашем городе. Сейчас в это сложно поверить, но, к примеру, фильм «Прибытие поезда» братьев Люмьер, который длился несколько минут, на наших предков производил неповторимое впечатление.
Обо всем этом Александр Алексеевич написал в своих воспоминаниях.
«В 1905 году, в Ростове-на-Дону, после подавления революционного восстания, в центре города долго пустовало помещение мануфактурного магазина. <...> Когда над входом в этот магазин засветилась гирлянда разноцветных электрических лампочек, то гулявшая по Садовой улице публика двинулась в биограф столь интенсивно, что скоро потребовалось вмешательство полиции для наведения порядка. У кассы на улице была толчея и давка. Сеанс продолжался 20−30 минут.
Из „зала“ зрителей выпускали через черный ход.
Программа состояла из четырех картин, вызвавших бурные восторги зрителей. Зачарованные зрители не могли налюбоваться на „Прибой волн в Тихом океане“. Картину „Подходящий поезд“ зал встретил бурно, с восклицаниями и плохо скрываемым страхом. Еще бы! Локомотив, выбрасывая пары, мчался по экрану прямо на зрителя. Комическая „Муха“ вызвала веселый смех и рассеяла страх. Представьте себе физиономию комика, который делает гримасы, стараясь языком и губами поймать муху, ползущую по его носу… Еще два-три стометровых фрагмента, и, наконец, гвоздь программы − „Точильщик“. Кухарка решила наточить нож. Ее воинственный вид так испугал точильщика, что он бросился от нее прочь, сметая все на своем пути. Начинается погоня. Тут и коляска с ребенком, и стая гусей (это среди города!), и торговки с разными товарами, и газетчик, и дама в модной шляпке с перьями. И все они мчатся за точильщиком и кухаркой… Сеанс окончен.
Я вышел на улицу опьяненный. То, что я увидел, поразило меня, пленило, лишило равновесия. О кинематографе говорил весь город. Один знакомый обратился ко мне с просьбой (зная, что я собираюсь в Москву) побывать у Пате на Тверской и узнать, сколько стоят картины и аппарат».
Ханжонков решает заниматься киноделом. Так получилось, что он оказался в Москве, по просьбе товарища покупал проекционный аппарат. В магазине «Братьев Пате» знакомится с заведующим отделом Эмилем Ошем. Именно с ним он и решает заняться кинопроизводством.
Они создают торговый дом «Э. Ош и А. Ханжонков». И уже летом 1907 года сняли собственный фильм «Палочкин и Галочкин». В основном торговый дом занимался документальным кино и прокатом в России зарубежных фильмов. Дела идут вначале не очень успешно. И Ош выходит из дела. Ханжонков работает один.
Своим жизненным примером Александр Алексеевич показал, как важно верить в себя, в свои идеалы, в свое дело. Ханжонков покупает съемочную лабораторию «Сиверсен». И организует производство отечественных кинолент. Это было рискованно. Но риск оправдался. В этот период времени на киностудии Ханжонкова снимается фильм «Купец Калашников» (1909 год), который пользуется большим успехом.
Ханжонков и его соратники начинают не только верить в успех, но и снимать фильмы, которые приобретают всероссийскую или даже мировую славу. Пожалуй, самый известный фильм Ханжонкова, ставший киноклассикой, − это «Оборона Севастополя». Он снимает эту картину вместе с режиссером Гончаровым. Коммерческий успех фильма был грандиозный.
В 1912 году кинокомпания Ханжонкова выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объемной анимации. Назывался этот мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Ханжонков создал в своей кинокомпании специальный отдел, который занимался съемками образовательных фильмов. Например, в фильме «Пьянство и его последствия», помимо документальных кадров, где показываются отклонения в развитии у детей алкоголиков, были и игровые сцены. Так, известный актер того времени Иван Мозжухин изображал вылезающего из бутылки чертика. По тем временам это был редкий спецэффект.
Хотелось бы еще вспомнить, что именно Ханжонков, как сейчас говорят, «раскрутил» звезду немого кино Веру Холодную. Потому как он поверил в ее талант. Надо напомнить, что слава звезды немого российского кино Веры Холодной была умопомрачительной. Александр Вертинский ей посвящал песни, поклонники буквально носили на руках. К сожалению, актриса рано ушла из жизни от испанки, ей было 25 лет.
После революционных событий 1917 года Александр Алексеевич Ханжонков вместе со своими сотрудниками выезжает в Крым, где организовывает кинопроизводство в Ялте. По сути, он является основателем Ялтинской киностудии.
После разгрома Белой армии Ханжонков эмигрирует. Но за границей великий режиссер тоскует по родине. Хотя и в Европе он пытался снимать кино.
Ханжонкова приглашают вернуться в Советскую Россию. Молодой советской власти нужны хорошие специалисты, развитию кинематографа в стране придают большое значение.
Александр Алексеевич с радостью возвращается, веря в то, что его талант еще послужит для развития отечественного кинематографа. В Москве он некоторое время работал в «Русфильме» и «Пролеткино», которые позже ликвидировали.
Арест и опала
В 1926 году Ханжонкова арестовали. Его обвинили в финансовых нарушениях и злоупотреблениях в одной из организаций. Доказать вину Ханжонкова не смогли. И вскоре его освободили. Правда, при этом Александру Алексеевичу запретили работать в области кинематографа и он был лишен политических прав. Здоровье Ханжонкова оказалось подорванным. Он уезжает в Крым, в Ялту. В этом месте ему суждено прожить до конца своих дней.
К счастью, Ханжонкову помогают в реабилитации, за него заступается председатель Кинофотоуправления СССР Борис Шумяцкий. Великому режиссеру даже назначают персональную пенсию.
Последние годы жизни Александр Алексеевич писал мемуары, которые частично были опубликованы еще при его жизни.
В годы Великой Отечественной войны, во время фашистской оккупации Крыма, Ханжонков находился в Ялте. Он был тяжело болен, фактически прикован к инвалидной коляске. Скончался Александр Алексеевич 26 сентября 1945 года в Ялте, где и был похоронен.
К счастью, в последние годы Ханжонкову стараются воздать по заслугам. Ведь именно он, как я уже писал, является родоначальником российского кинематографа.
В Ялте памятник режиссеру, как еще и создателю ялтинской киностудии, был открыт в 2011 году. Видимо, поэтому московские скульпторы Геннадий и Федор Паршины установили памятник недалеко от административного здания киностудии. Ханжонков изображен сорокалетним. Ведь именно тогда он находился в самом расцвете своих сил.
В Ростове-на-Дону также чтут великого земляка. В нашем городе есть и мемориальные доски, и памятник Александру Ханжонкову. Монумент был установлен в 2016 году на Буденновском проспекте напротив здания Андреевской гимназии, где учился будущий режиссер и кинематографист. Ныне это школа № 43. А автор мемориальных досок – заслуженный художник России Вячеслав Козлов. Они располагаются на торговом доме купца Яблокова, где находился в Ростове электробиограф, и на гимназии.
Не только ростовчане, но и все россияне должны знать о том, что именно в Ростове-на-Дону создатель отечественного кинематографа донской казак Александр Алексеевич Ханжонков впервые увидел кино. И это его знакомство с синематографом определило дальнейшую судьбу всего российского кино.
Георгий Багдыков