«Брили бороду, водили по базару»: как наказывали прелюбодеев в Нахичевани-на-Дону

5 октября 2022, 12:10
Известный писатель и штатный краевед RostovGazeta Георгий Минасович Багдыков в очередной своей статье рассказывает о том, как жила Нахичевань-на-Дону, а вместе с ней и Ростов, сто лет назад - до революции. Быт, нрав, дуэли, восточный колорит и европейский лоск - все уместилось на нижнем Дону.

В девятнадцатом веке дуэли в России были распространены. Конечно, очень сложно с позиции сегодняшнего дня оценивать тот кодекс чести дворян и офицеров. В то время могли вызвать на дуэль и за неосторожное слово, и за фривольное поведение, и за двусмысленный взгляд. Дуэли в России в девятнадцатом веке проходили повсеместно. Но удивительный факт − в Нахичевани дуэлей не было. По крайней мере, до нас не дошло таких сведений.

Несостоявшийся поединок

А вот о несостоявшейся дуэли в Нахичевани мы можем судить по воспоминаниям известного общественного деятеля и предпринимателя Келле-Шагинова. Нужно, правда, отметить, что когда мы читаем воспоминания путешественников, которые побывали в Нахичевани в конце ХVIII – начале ХIХ веков, то видим перед собой восточный город с богатыми базарами и знатными купцами. Нахичеванские девушки и женщины были одеты по-восточному строго.

Известный путешественник, покровитель наук и искусств Анатолий Николаевич Демидов в 1837 году писал так:

«Нахичеван − город замечательный по своей странной наружности, свидетельствующей, впрочем, о господствующей здесь торговой деятельности. Мы остановились в доме городского головы, который принял нас чрезвычайно радушно и приветливо. Здесь нам не понравилась только чрезвычайная дикость женщин, простирающаяся до того, что мы едва имели случай увидеть, и то вскользь, огромные косы здешних красавиц, расположенные на голове венцом, и их шелковые платья».

Надо отметить, что пройдет совсем немного времени и Нахичевань-на-Дону станет европейским городом. Останется лишь национальный армянский колорит. Светские салоны Нахичевани не будут ничем отличаться от петербургских или ростовских. И уже никто из гостей города не будет пугаться «чрезвычайной дикости» местных красавиц.

 

Более того, в шестидесятые годы девятнадцатого века в Нахичевани был открыт Коммерческий клуб, в котором и устраивались балы. В книге мемуаров Келле-Шагинова «Моя единственная жизнь» об этом написано хорошо и подробно.

«В 1864 году открылся Коммерческий клуб, стали устраиваться бальные вечера. Это было ново для нахичеванцев. Бал, в котором хозяина нет, всякий, кто записался в члены, может бывать без зова. На балах по уставу танцующие должны были быть во фраках и в белых перчатках. Ну, раз во фраках, значит, были жилеты и галстуки и лакированные щтиблеты. То, что ново было для нахичеванцев, вообще не ново было для молодежи, бывавшей в Москве. Город вдруг весь был охвачен этими балами, дамы и девицы готовили новые наряды, платья с декольте, чего тоже не бывало. Бильярд, открытый буфет, дамы на балу разносили конфеты, оршады и лимонады от дирекции; пошли новые танцы: лансье, мазурка, гран-рон; театральный большой оркестр из ростовского театра, семейные ужины после бала на особых столиках, лакеи во фраках, белых перчатках, поварские меню − все это на новый манер, не так обыкновенно проводились вечера у нахичеванцев, в большинстве по одному шаблону, одинаково у всех. Всей этой новизной был охвачен весь город, потекла новая струя широкой волной в жизни нахичеванцев.

 

По уставу полагалось обязательно в течение зимы устроить один платный маскарадный вечер в пользу инвалидов и один вечер − для детского бала.

Маскарадный или костюмированный бал, также было ново. Ряженые на масленой в масках ходили по улицам, заходили в знакомые дома, но бала, общедоступного для масок, не бывало никогда. Наступил вечер маскарада. Из армянок никто не решался явиться в масках. Явились многие, но в обыкновенных бальных нарядах и без масок. Мужчины также были баз масок.

Но из Ростова приехало много дам и кавалеров без масок, явились офицеры местного гарнизона. Начались танцы, и во время танцев один офицер, считая себя оскорбленным чем-то Карпом Кириловичем Черчоповым, из местной золотой молодежи, вызвал его на дуэль, бросив перчатку. Это произвело страшный переполох в городе. Дуэль − невиданное дело для нахичеванцев. Пошли между матерями и сестрами ахи и вздохи, считая его, статского человека, заранее обреченным на смерть. Тут вмешались друзья Черчопова, которым удалось примирить и сенсацию эту затушить».

 

Особый город

Нахичевань была все-таки городом особым. Несмотря на то что к середине ХIХ века город по архитектуре не отличался от европейских, по укладу он все же был армянским. Вот поверьте, не было в традиции донских армян дуэлей. Побить могли, ославить, пожалуйста. Но убить на дуэли − это слишком. Нахичеванцы всегда старались подобные конфликты решать миром. 

В старину в Нахичевани за прелюбодейство и аморальное поведение наказывали тоже очень интересно и необычно. Например, в одном из постановлений магистрата Нахичевани говорилось об уличенном в прелюбодеянии пономаре Акопе. В отношении этого пономаря магистрат постановил: «Бороду его на правой стороне сбрить и в таком позорном виде водить по базару, чтобы все знали, что всякому прелюбодею предстоит такая участь».

 

Но, к счастью, такие показательные наказания продолжались недолго.

Георгий Багдыков

#Анна Петрова
Подпишитесь