Банки не ввели самозапрет на кредиты для граждан

10 октября 2022, 20:28
С 1 октября россиянам должна была быть доступна услуга самозапрета на кредитование и другие онлайн-операции. Однако эксперты выяснили, что в реальности граждане пока не могут воспользоваться услугой.

Услуга самозапрета на кредиты широко рекламировалась Центробанком. Сотрудники фонда “За права заёмщиков” попытались установить самозапрет на кредитование в 10 самых больших банках Российской Федерации, но сотрудники кредитных учреждений ответили, что данной опции просто нет, пишет iz.ru.

Письмо с результатами исследования было направлено руководством фонда главе Банка России Эльвире Набиуллиной. В документе содержится просьба отреагировать на ситуацию.  Однако, журналисты “Известий” выяснили, что указание ЦБ РФ “в принципе на распространяется на кредиты”.

Напомним, с 1 октября текущего года начало действовать указание Центробанка, которое должно обезопасить россиян от мошеннических действий – противодействовать переводам средств без согласия клиентов. 

В июньском релизе регулятора речь шла о том, что “клиенты смогут самостоятельно устанавливать в банке, в котором они обслуживаются, запрет на онлайн-операции либо ограничивать их параметры — максимальную сумму для одной трансакции или лимит на определенный период времени”. В документе говорилось, что это можно было сделать в отношении всех операций или отдельных услуг, в частности онлайн-кредитования.

Перед введением этой нормы в телеграм-канале ЦБ также была опубликована информация о том, что на онлайн-кредиты можно вводить самозапрет, чтобы препятствовать мошенническим действиям. Также говорилось о полном запрете всех онлайн-операций.

Глава проекта “Народного фронта” “За права заемщиков” Евгения Лазарева рассказала журналистам, что был осуществлён обзвон 10 банков. Это “Сбер”, ВТБ, Тинькофф банк, Промсвязьбанк, Росбанк, Райффайзенбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Совкомбанк и “Открытие”. Во всех финансово-кредитных учреждениях ответили, что не могут предоставить эту услугу. Максимум, что они предлагали – установление кредита на сумму перевода. Однако эта опция работает давно и, к сожалению, не спасает от мошенников. В некоторых банках попытались продать некую антимошенническую страховку, при этом эксперты уже давно знают том, что она неэффективна. Дело в том, что если человек, под воздействием социальной инженерии, самдаёт мошенникам личные данные или коды из СМС – это не считается страховым случаем.

Между тем, в тексте постановления ЦБ РФ указано, что под действие попадают случаи, которые предусмотрены договорами об использовании «электронного средства платежа». Причем договоры эти регулируются законом “О национальной платежной системе”. Юрист Виктория Цыбина тоже подчеркнула: в указании сказано именно о переводах. То есть в разрезе кредитования можно говорить, что речь идет о переводе заемных средств. Но на получение самого онлайн-кредита, который регулируется законом “О потребкредите”, указание не распространяется.

При этом в Центробанке не согласились с подобной трактовкой. По словам сотрудников организации, операции по выдаче кредитов относятся к банковским операциям (закон “О банках и банковской деятельности”, ст. 5 п. 2). Поэтому указание Банка России о возможности самостоятельно устанавливать запрет на онлайн-операции либо ограничения на их параметры касается в том числе выдачи кредитов.

Проблема, по мнению одного из источников, заключается в том, что документ составлялся одним департаментом и изначально был направлен на киберзащиту. А вот спорный абзац был внесен другим департаментом, причём в последний момент.

Подпишитесь