Posted 10 мая 2023, 09:58

Published 10 мая 2023, 09:58

Modified 10 мая 2023, 10:00

Updated 10 мая 2023, 10:00

Как растут цены на авиабилеты и какие есть способы дешево летать по России

10 мая 2023, 09:58
В России с начала года стоимость авиаперелетов выросла на 20%, поэтому пассажиры надеются на льготные билеты, субсидируемые государством. Как летать дешевле, разбирались журналисты «Новых известий».

Издание пишет, что появляющиеся в последнее время новости насчет авиаперелетов могут вызвать тревогу, так как замминистра транспорта Игорь Чалик в апреле сообщил со ссылкой на данные авиакомпаний о возможном росте цен на билеты в летний период на 15-30%. Он объяснил это дефицитом госсубсидий. Однако уже 19 апреля Чалик рассказал о подорожании на 5,3% за год, ссылаясь на Минэкономразвития. В начале мая министр экономического развития Максим Решетников, сославшись на данные ФАС, прогнозировал рост цен на 10%.

«Таким образом, точных прогнозов пока нет. Все ссылаются друг на друга и не дают собственных оценок. К кому же теперь обратиться антимонопольным органам?», — пишут «Новые известия».

Но пока еще есть возможность улететь, не обанкротившись. Для этого необходимо найти субсидированные билеты, часть стоимости которых оплачивает государство. Программы поддержки пассажирских авиаперевозок в России можно разделить на три основные части: субсидирование региональных перевозок в обход столицы, льготы для отдельных категорий граждан и «плоские» тарифы от «Аэрофлота». Рассмотрим подробно каждый из этих вариантов.

Дешевые авиабилеты из-за субсидий

Раньше было обычным делом лететь из сибирских городов на Кавказ или из Новосибирска в Челябинск через Москву, однако это дорого и не очень удобно. Авиакомпании не заинтересованы в прямых рейсах в маленькие и отдаленные города, так как выгоды в продаже дешевых билетов нет, а на дорогие никто тратиться не будет. Это приводит к убыткам, так как нужно платить зарплату персоналу, тратиться на обслуживание помещений. В теории государственные субсидии должны решить эту проблему.

В прошлом году Росавиация утвердила перечень льготных маршрутов на 2023 год, связывающих регионы в обход Москвы, и их оказалось целых 308. Среди них есть как очень короткие, которые можно проехать на маршрутке (К примеру, Новосибирск — Барнаул — всего лишь 195 километров), так и протяженные (Новосибирск — Анадырь — 4,8 тысячи километров).

По данным Росстата, стоимость перелета эконом-классом на расстояние в тысячу километров составляет в среднем 6,4 тысячи рублей. Это может дать представление о том, сколько бы стоили авиабилеты без субсидий и сколько люди потеряют, если субсидии будут отменены.

«Без субсидий авиабилеты станут менее доступными. Однако именно этот вид поддержки будет сокращен, так как в 2023 году планировалось выделить 9 миллиардов рублей для облета Москвы, но сейчас принято решение сократить на 17% — до 7,5 миллиарда», — говорится в публикации.

Это ударит по людям и регионам. Дешевые билеты помогают развивать туризм, поэтому более 50% субсидии обычно оплачиваются региональным бюджетом. Например, Вологодская область оплачивает 51% субсидии на маршруте Санкт-Петербург — Вологда, а Дагестан — на маршруте Надым — Махачкала.

В 2022 году ситуация была похожей: планировалось выделить 9 миллиардов, но часть средств направили на другие цели, и осталось только 7,8 миллиарда. Тогда этой программой воспользовались 2,7 миллиона человек — менее 2% населения России. Издание уточнило, что в этом году количество счастливчиков, которые воспользуются субсидиями, наверняка будет еще меньше, так как сокращение программ поддержки уже привело к отмене 10612 рейсов, 4947 из которых относятся к труднодоступным регионам.

Льготные авиабилеты в 2023 году

Существует программа льготных билетов для определенных категорий граждан, которая охватывает ключевые направления между крупнейшими городами России, включая Москву. Для получения такого билета человек должен попадать в категорию льготников. Программа уже охватывает 154 маршрута, включая 21 маршрут для жителей Дальнего Востока. Льготные тарифы распространяются на большинство маршрутов между крупными и популярными городами.

Льготные тарифы еще более выгодны, чем субсидируемые региональные маршруты. Правительство ограничило количество билетов на одного льготника до 4 штук в год. Однако, даже с таким ограничением, льготные билеты очень популярны и поэтому их часто не хватает. Компании, продающие билеты, должны проверять документальное подтверждение права на льготу.

Плоские тарифы на авиабилеты в России

Группа «Аэрофлот» имеет собственную программу стимулирования авиаперевозок под названием «плоские» тарифы. Она действует на маршрутах из Москвы в ряд дальних городов России, таких как Владивосток, Камчатка, Хабаровск, Южно-Сахалинск и Калининград. Это специальные билеты по фиксированной цене, не зависящие от даты вылета и других факторов. Например, цена на один билет на рейс «Аэрофлота» из Москвы во Владивосток составляет 17 000 рублей в одну сторону и 28 400 рублей — в обе стороны.

Специалисты утверждают, что «Аэрофлот» теряет порядка 9 миллиардов рублей в год из-за этой программы. Но стоит помнить, что прошлый год был рекордным для государственной поддержки пассажирских авиаперевозок — она составила 100 миллиардов рублей, из которых «Аэрофлот» получил почти 26 миллиардов.

«Цены на авиабилеты увеличились на 20% за первые четыре месяца 2023 года, и это только начало — не существует государственных программ, которые могут остановить этот рост. Поэтому в ближайшее время стоимость авиабилетов будет еще выше», — делает выводы издание.

Подпишитесь