Posted 18 февраля 2020,, 14:05

Published 18 февраля 2020,, 14:05

Modified 17 сентября 2022,, 16:49

Updated 17 сентября 2022,, 16:49

«Сбербанк сегодня защищает клиентов от мошеннических атак в 97% случаев»

18 февраля 2020, 14:05
Зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов — о мошенничестве методом социальной инженерии, защите данных и проблемах Кибербезопасности.

— Выросло ли в прошлом году количество атак на клиентов Сбербанка с использованием метода социальной инженерии?

— Да, примерно на 10%, и это весьма существенный рост в абсолютных цифрах. Мы зафиксировали почти 2,5 миллиона жалоб клиентов на попытки телефонного мошенничества, это почти в 15 раз превышает показатели 2017 года. Нельзя не сказать, что работа правоохранительных органов против этого вида мошенничества улучшилась, но ее явно недостаточно.

— На какую сумму мошенники покушались, сколько им удалось вывести?

— По Сбербанку нам удалось предотвратить хищения средств клиентов на сумму чуть меньше 40 млрд руб. Это означает, что мошенники уже выводили деньги, а мы их остановили.

Мы разработали собственную систему фрод-мониторинга. По сути, мы сегодня защищаем наших клиентов от подобных атак в 97% случаев. Это очень высокий показатель.

— Вы боретесь с этим только техническими способами или как-то еще?

— Проблема мошенничества методом социальной инженерии наиболее ярко проявила себя в России. В моем понимании, нужно сосредоточить усилия на трех направлениях. Первое: правоохранительная система должна гораздо решительнее реагировать на эти случаи. Второе: надо ужесточить законодательство, назначить за этот вид преступления очень серьезное наказание: не год и не два, а существенно больше. И третье: нам точно не хватает киберграмотности, киберкультуры. Всем необходимо научиться безопасно использовать наши девайсы и выработать навыки, которые позволяют не попадаться на уловки мошенников.

— Еще одно направление — это сбор биометрических образцов. Как вы будете их использовать? На банкоматах висят объявления, что скоро можно будет платить лицом.

— В ряде банкоматов уже можно. Эта система работает в части офисов, например, на Вавилова, 19 (центральный офис Сбербанка — «Ведомости»). Если вы сдали биометрию, камера определяет, что вы — это вы, вам не нужно предъявлять паспорт и расписываться в кассовых документах, для подтверждения платежа вместо кассового чека используются ваши биометрические данные.

— В прошлом году Сбербанк подтвердил утечку данных примерно 5000 клиентов. Завершено ли расследование? Как вы перестроили работу после этой утечки?

— Расследование по этому инциденту полностью завершено. Ранее в своей стратегии мы основные усилия сосредотачивали на предотвращении атак извне. И, конечно, сейчас понимаем, что не учли вероятность предательства со стороны своих сотрудников. Защититься от предательства на 100%, наверное, вряд ли можно, но мы очень стараемся добиться высоких результатов. В конце концов, любой предатель может просто запомнить какие-то данные и сообщить мошенникам. Но техническими способами мы такие возможности закрываем. У нас уже разработаны и продолжают развиваться системы контроля, которые не позволяют пересылать служебную информацию вовне, на свою личную почту.

— Появились ли новые виды атак на клиентов банков или на сами банки?

— Скорее, мошенники развивают и совершенствуют свой инструментарий. В прошлом году мы зафиксировали 7 новых организованных преступных групп, о которых ранее не было известно, около 113 миллионов образцов новых вредоносов и техник их применения. Увеличилось число атак на компании нашей экосистемы — так злоумышленники пытались проникнуть в инфраструктуру банка через якобы менее защищённые инфраструктуры. Серьезно выросла мощность DDoS-атак. И это большой риск для деятельности бизнеса в нашей стране.

"