Более чем на треть сократился розничный рынок одежды в России

Более чем на треть сократился розничный рынок одежды в России

24 июля 2019, 15:41ЭкономикаPhoto: Медиахолдинг1Mi
За последние четыре года розничный рынок одежды в России сократился на 38%, сообщили «Новые известия».

При этом власти заявили, что в стране появились конкурентоспособные производства тканей, кожи, спецодежды, специальной обуви.

Несколько лет назад российские чиновники придумали практически панацею (по их мнению) от всевозможных кризисов и внешних угроз — импортозамещение. Но на деле оказалось, что продукции российских производителей трудно конкурировать с зарубежной: она либо теряет в качестве, либо существенно дороже. Это происходит по ряду причин, в частности, из-за отсутствия полноценной сырьевой базы, нехватки квалифицированных специалистов и высоких цен на импортное оборудование при отсутствии российских аналогов.

При этом важным вопросом является доступность одежды для жителей страны, ведь совсем недавно Росстат опубликовал сведения, что более трети российских семей не могут позволить себе купить обувь по сезону, а у 48,2% семей денег хватает только на еду и одежду.

Проблемы отрасли появились не сейчас, они копились годами. Основными причинами нынешнего положения стали высокая доля импорта, зависимость от госзаказа и импортного сырья, низкий спрос и дефицит отечественного оборудования. Средний россиянин беднеет и предпочтет дешевый контрафакт, который стоит на порядок дешевле отечественной продукции.

Photo:Медиахолдинг1Mi

Это и понятно, производить товары легкой промышленности в России дорого, при этом количество занятых человек в отрасли более чем в 600 меньше, чем в том же Китае, 330 тысяч россиян против 215 миллионов китайцев. Кроме того, производить в России особо и не на чем, так, 39% оборудования на предприятиях легкой промышленности эксплуатируется уже более 20 лет, еще 24% станков работают от 11 до 20 лет.

Что касается господдержки, то набор мер весьма скуден. В частности, предприятия легкой промышленности могут рассчитывать на преференции в рамках госзаказа, гособоронзаказа, средства на оплату части процентов по кредитам и представление продукции на различных локальных и международных выставках. Как мера поддержки расценивается запрет на вывоз кожевенного полуфабриката. Проблему представляет и то, что программы финансовой господдержки отрасли эффективны, но их маловато, они имеют точечные возможности, а отрасль очень большая.

При этом стратегия развития легкой промышленности до 2025 года сразу закладывает отсутствие какого-либо роста. Так, в ней прописан рост вклада легкой промышленности в ВВП с 0,2% в 2017 году до 0,21% в 2025 году, снижение доли импорта с 81% до 78% и сохранение объемов экспорта в реальном выражении на прежнем уровне.

А выжить в России легальному бизнесу тяжело из-за налоговой нагрузки, превышающей нагрузку в странах Евросоюза на 15%. При этом 42% россиян выбирают контрафакт из-за низкой цены.

Как отмечают эксперты, пути развития ситуации два: либо двигаться в соответствии со Стратегией Минпромторга в ее неизменном виде и дожидаться, когда же люди вообще не смогут покупать одежду и строить дома, либо двигаться в ногу со временем и перенимать успешный опыт зарубежных стран.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter