Posted 25 января 2019,, 08:09

Published 25 января 2019,, 08:09

Modified 17 сентября 2022,, 15:45

Updated 17 сентября 2022,, 15:45

НПФ «Сафмар» продолжает бороться с ОВК за деньги будущих пенсионеров

25 января 2019, 08:09
Негосударственные пенсионные фонды группы «Сафмар» подали новые иски, чтобы обязать «Объединенную вагонную компанию» выкупить у них свои акции, сообщают «Новые Известия»

Пенсионные фонды группы «Сафмар» Михаила Гуцериева продолжают бороться с «Объединенной вагонной компанией» (ОВК). В январе НПФ подали жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции, который отказался обязать выкупать свои акции у миноритариев. Вся история противостояния негосударственных пенсионных фондов и крупного промышленного предприятия может послужить примером избирательного применения права отдельными судьямии попрания интересов граждан - будущих пенсионеров, пишут в четверг «Новые Известия».

Началось все в 2015 году, когда НПФ, подконтрольные группе Гуцериева, решили вложиться в акции ОВК. Аналитики утверждали, что бумаги надежные и будут показывать прибыль. Так и было до 2018 года, когда ОВК решила выдать поручительства своим дочерним компаниям на 115 миллиардов рублей. Поскольку сумма значительная, по закону утверждать сделку должно общее собрание акционеров.

Собрание созвали, и оно проголосовало за сделку. Опять же по закону те акционеры, которые не участвовали в принятии решения, могут потребовать от компании выкупить назад свои акции. НПФ «Сафмар» и «Доверие» так и поступили, предъявив к обратному выкупу свои пакеты акций на 8,2 миллиарда рублей.

И тут началось интересное. В мае 2018 года менеджмент ОВК отказал миноритариям в выкупе акций. Тогдашний генеральный директор Роман Савушкин объяснил решение тем, что сумма, которую пришлось бы одновременно выплатить компании, слишком велика, и это может подорвать финансовую стабильность компании, повлиять на расчеты с контрагентами и так далее.

Одновременно Савушкин подал в суд на совет директоров собственной компании и общее собрание акционеров, потребовав признать сделки на 115 миллиардов рублей обычными, а не крупными. Тогда по закону у компании появился бы повод не выкупать акции.

Суд первой инстанции отказался удовлетворить иск, и это было ожидаемо. Ведь 115 миллиардов рублей – это больше половины стоимости чистых активов ОВК. Тут вполне очевидно, что сделка не обычная, а самая что ни на есть крупная.

Но апелляционный арбитражный суд неожиданно отменил это решение и принял сторону Савушкина. Теперь «Сафмар» и «Доверие» лишили даже формального права продать свои акции.

Тогда же, летом 2018 года на фоне скандала начали падать в цене акции ОВК. За 2018 год их стоимость сократилась почти в два раза. А это значит, что уменьшалась и прибыль двух НПФ, и будущие пенсии их клиентов. Совокупно два негосударственных фонда управляют накоплениями примерно 4 миллионов граждан.

«После выкупа акций по фиксированной цене убытки от переоценки акций ОВК в портфеле фондов будут нивелированы», - сообщил представитель НПФ «Сафмар».

Управляющие компании пенсионных фондов подали иски к ОВК с требованием выкупить акции, но в декабре арбитражный суд, уже после решений апелляционного суда по иску Савушкина, отказал пенсионным фондам в удовлетворении их исков. Сейчас управляющие компании подали апелляционные жалобы по этим искам., а еще раньше – кассационную на решение судей апелляции.

Кроме того, одна из управляющих компаний обратилась в Высшую квалификационную коллегию судей с требованием проверить действия судей Девятого апелляционного арбитражного суда, которые приняли решение в пользу Савушкина и признали сделки ОВК обычными, сделав при этом ряд недопустимых ошибок.

Таким образом, в ходе обычного, казалось бы, корпоративного конфликта были затронуты не только интересы миноритарных акционеров публичной компании, но и сотен тысяч рядовых граждан, которые доверили свои пенсионные сбережения негосударственным фондам. Благо, фонды эти не стали пускать дела на самотек, а решили до конца бороться за своих клиентов и свою репутацию. Удивляет другое: как некоторые судьи легко принимают навязанные им одной из сторон решения в таких важных делах? И после этого мы говорим о необходимости повышать интерес граждан к накоплениям на пенсию. О каком интересе может идти речь, когда доходность будущих пенсий застрахованных в пенсионных фондах лиц зависит от противоречивых решений лиц в мантиях?

"