Posted 27 сентября 2021,, 06:30

Published 27 сентября 2021,, 06:30

Modified 18 сентября 2022,, 12:20

Updated 18 сентября 2022,, 12:20

Главные итоги и перспективы развития банковской сферы обсудили на онлайн-конференции

27 сентября 2021, 06:30
В сентябре прошла большая пресс-конференция «Банковская розница – 2021: вызовы, итоги, перспективы», организатором которой выступил банк Уралсиб при поддержке медиахолдинга РБК.

Ее спикером стал заместитель председателя правления банка Уралсиб Станислав Тывес. Участники встречи в онлайн-формате обсудили влияние пандемии коронавируса на банки и их взаимоотношения с клиентами, то, как изменились клиентские предпочтения, какие тренды и направления наиболее востребованы в сегменте банковской розницы в 2021 году, а также подняли вопрос о том, чем руководствуются банкиры, запуская новые предложения, и как банки отвечают на вызовы нового времени.

Станислав Тывес отметил, что режим ограничений в период пандемии существенно поменял формат управления банками и их общения с клиентами. Можно выделить два ключевых изменения, произошедшие за это время, – диджитализация (цифровизация) всей банковской сферы, когда клиенты очень активно переходят из отделений в электронный формат взаимодействия, и усовершенствование клиентских процессов и клиентских путей внутри банковского обслуживания. Основная цель всех этих нововведений – предложить клиентам максимально возможное количество продуктов для оформления именно в цифровом, в удаленном формате, что очень актуально для последнего времени.

При этом вопросами цифровизации занимались все банки последние пять-шесть лет: кто-то быстрее, кто-то медленнее, но пандемия дала колоссальный рывок для развития данного процесса.

«Банк Уралсиб еще с 2016 года предоставлял возможность клиентам полностью удаленно получать потребительские кредиты. Благодаря отлаженной работе в этом направлении на сегодняшний день 30% всех кредитов выдается в онлайн-банке. Это очень удобно: клиенту не нужно посещать офис и подписывать там какие-либо бумаги, что особенно актуально в условиях распространения коронавирусной инфекции. То же самое касается и других продуктов. Так, например, в мае 2020 года, в самый разгар пандемии, мы запустили нашу новую дебетовую карту «Прибыль» с возможностью онлайн-заказа и курьерской доставки. Эти возможности понравились клиентам – более половины всех карт заказывается онлайн на сайте банка и большая часть заказавших выбирает доставку с курьером», – отметил Станислав Тывес.

Конечно, процессы цифровизации гораздо активнее «приживаются» среди жителей столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Но даже несмотря на то, что клиентская база Уралсиб больше сконцентрирована в регионах страны, в вопросе диджитализации банк следует современным трендам. Иногда даже обгоняя текущие потребности клиентов. Как еще один пример –ипотечное направление, в котором, благодаря внедренным в период пандемии электронным сервисам, можно купить квартиру в ипотеку у застройщика и провести эту сделку полностью дистанционно. Если ты клиент банка, не надо ходить ни к застройщику, ни в банк. Подписание документов, регистрация сделки – все происходит удаленно. Клиенты пока только присматриваются к этой возможности и доля полностью удаленных сделок по новостройкам не превышает 10%, но эксперт уверен, что через 2-3 года эта цифра достигнет 50%.

Что касается ключевых трендов именно в спросе клиентов банковской сферы, то в 2021 году, по окончании основного витка пандемии, сформировался отложенный спрос на кредитование.

«В 2021 году мы видим рекордный рост кредитных портфелей, причем во всех банковских продуктах: и в потребительских, и авто- и в ипотечных кредитах. Это связано с тем, что клиенты поняли, что ситуация с ковидом и ограничениями вряд ли закончится в ближайшее время. Поэтому жители страны стали активно закрывать образовавшие потребности: приобретать жилье, делать ремонт, покупать машины. Плюс государственные льготные программы ипотеки способствовали повышенному интересу к этому продукту, что также является важным трендом 2021 года», – отметил заместитель председателя правления банка Уралсиб.

Серьезный стимул росту кредитования дали и льготные госпрограммы, особенно в сфере ипотечного кредитования. За это время более 10 тысячам семей Уралсиб предоставил ипотечных кредитов на общую сумму свыше 35 млрд рублей. Банк активно участвовал в государственной программе по льготной ипотеке.

С июня текущего года рост прекратился, а объемы кредитования снизились. Это в том числе было связано с изменением условий госпрограмм и частичным насыщением спроса. Перестали расти и цены на рынке жилья. Прогнозируя дальнейшее развитие ипотечного рынка, спикер сказал, что рынок будет продолжать расти, но, безусловно, не теми темпами, которые были в 2020 г. Это, в том числе, с изменениями условий льготных программ. Дальше надо будет смотреть на ключевую ставку и на то, что будет делать правительство с точки зрения льготных программ. Возможно, будет запущена новая программа льготного ипотечного кредитования, отметил Станислав Тывес.

Отвечая на вопрос стоит ли сейчас оформлять ипотеку или надо подождать, спикер ответил: «Если кому-то не очень нужно и не очень срочно, то можно подождать, потому что на горизонте двух-трех лет мы ожидаем продолжения периода снижения ставок. Но если покупка остро необходима сейчас, то в этом случае надо брать. А кто подходит под категорию программы льготной ипотеки — тут даже думать не надо, сейчас хороший момент для покупки».

Что касается инструментов накопления, то в этом секторе можно выделить определенные магистральные тенденции. На фоне повышения ключевой ставки ЦБ наблюдается отток денежных средств россиян с банковских депозитов в иные инструменты, в том числе - инвестиционные.

Этот процесс, по словам спикера, довольно логичен, потому что, когда ставка идет вниз, люди пытаются фиксировать это падение ставкой по вкладу, а когда ставка идет вверх, лучше держать деньги на коротких инструментах. На тех же дебетовых картах, накопительных счетах. Потому что деньги приходят по накопительным счетам по итогам месяца и можно переложить деньги, а в условиях роста ставки возможность переложить деньги – неплохая идея.

«С учетом того, что ключевая ставка растет, мы наблюдаем переток средств из депозитов в иные инструменты: накопительные счета, дебетовые карты с ежедневным начислением процентов на остаток. Есть интерес у клиентов и к инвестиционным продуктам. Все больше стали интересоваться брокерскими счетами, акциями, облигациями и более сложными инструментами. Эта тенденция продолжит развиваться» – отметил руководитель розницы Уралсиба.

Ответил топ-менеджер банка и на вопрос, куда лучше вложить накопленные средства.

«Если у человека есть 100 тысяч рублей, то лучше всего положить их на доходную карту и спокойно получать свои проценты. Потому что это не те деньги, которыми можно рисковать и «замораживать», поскольку они могут понадобиться в любой момент. Если же в распоряжении имеется большая сумма, например, миллион рублей, то я советую диверсифицировать инвестиционный портфель: 50% положить на самый консервативный инструмент – вклад, 20-25% – на дебетовую карту или накопительный счет, 20–25% – разделить между облигациями и другими инвестиционными инструментами», – посоветовал Станислав Тывес.

Говоря о том, как будет дальше развиваться банковский бизнес, зампред правления банка отметил, что главными конкурентными преимуществами банков станут не только ценовые условия и ставки, но и, в первую очередь, качество процессов и путей взаимодействия с клиентами: «Ценовые войны, конечно же, не уйдут с банковского рынка совсем, но на первый план выходят такие конкурентные факторы как кастомизация, удобство цифровых сервисов и качество тех консультаций, которые клиент получает, взаимодействуя с банком».

ПАО «БАНК УРАЛСИБ». Генеральная лицензия Банка России №30 выдана 10.09.2015 г.ОГРН 1020280000190

"