Posted 28 июня 2019,, 14:06

Published 28 июня 2019,, 14:06

Modified 17 сентября 2022,, 16:10

Updated 17 сентября 2022,, 16:10

Жители Ростовской области из-за нехватки средств выбирают дешевую обувь

28 июня 2019, 14:06
За последние пять лет реальные доходы населения снизились на 11%, поэтому в Ростовской области, так же, как и во всех регионах, люди выбирают дешевый сегмент и покупают не больше двух пар обуви в год, считают эксперты.

Обувь из Китая и Азии

Как сообщает программа «Бизнес-вектор», российский рынок обуви в 2018 году снизился на 3% — до одного триллиона 376 миллиардов рублей. За год россияне приобрели почти 329 миллионов пар обуви. Больше всего в России производят обувь для женщин. Мужской и детской выпускают почти поровну, а вот на рабочую и лечебную обувь приходится всего 15%.

«Здесь самая большая проблема, конечно, — это серый или черный импорт. Это то, что ввозится нелегально, не обкладывается никакими ни пошлинами, ни налогами», — говорит президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

По словам ведущего аналитика ООО «Бизнес Инсайдер» Анара Исмаилова, обувной рынок в России в последние несколько лет проходит активную стадию трансформации. Это и введение обязательной маркировки обуви с 1 июля 2019 года и введение обязательного наличия онлайн-касс для мелких торговцев непродовольственными товарами, в том числе обувью.

«Все эти меры направлены на обеление обувного, и не только, рынка. Происходят активные процессы консолидации производителей. Производство обуви в России в целом растет. Тем не менее на этом рынке существенно доминируют иностранные производители. Так, по итогам прошлого года в Россию импортировано более 250 миллионов пар обуви. В основном это дешевая продукция из Китая и стран Азиатского региона. Доля чисто российских производителей обуви на рынке составляет около 25%, учитывая то, что часть обуви, произведенной в России, поставляется и на экспорт, который составляет 17% готовой обуви и 35% готовой кожи», — говорит эксперт.

Он подчеркивает, что производители обуви в Южном федеральном округе занимают примерно четверть от всего объема производства этой продукции в России. Около 10% рынка занимает контрафактная продукция.

«Сейчас люди в основном в Ростове предпочитают покупать или марки известных брендов, или, наоборот, дешевую, китайскую обувь. Российским производителям мало кто доверяет, хотя по качеству некоторые не уступают. Что касается производителей с нашего региона, то никогда никто не спрашивал», — рассказал Олег, занимающийся продажей обуви.

Как призналась владелица компании «Разгуляев Благонравова», на международных выставках многие не верят, что качественный продукт могут делать в России.

«Люди считают, что в России вообще не умеют делать обувь», — подчеркнула она.

Курс на дешевую обувь

По словам Анара Исмаилова, производителей обуви в России насчитывается порядка 230 и только в Ростовской области порядка 50. Но крупных производителей всего пара десятков.

«И здесь рынок потребления обуви в целом испытывает те же проблемы, что и остальные сегменты потребительского рынка. Прежде всего, это связано с падением реальных доходов населения, которые уменьшились на 11% за последние пять лет. И эта тенденция будет определяющей для любого рынка товаров не первой необходимости. В этой связи исследование Росстата, показавшее, что каждая третья семья не может себе позволить приобрести всем домочадцам более одной пары обуви в год, верно отчасти. Необходимо также учитывать, что потребление сдвигается в пользу более дешевой продукции, а также продукции для детей», — говорит эксперт.

Стоит отметить, что и розничный рынок продавцов обуви достаточно сильно сегментирован.

«На крупных продавцов приходится не более 15% рынка. Есть определенные тенденции движения в малые города, с населением от 50 тысяч до 100 тысяч человек и даже менее. Как раз там ритейлеры сталкиваются с контрафактной и „серой“ дешевой продукцией», — подчеркивает Исмаилов.

Прогноз на будущее

По словам Сергея Катырина, нужен кардинальный пересмотр законодательства.

«Он должен будет вводить более серьезные экономические санкции, конфискации, а не возврат там куда-то. Именно тогда мы начнем двигаться к какому-то обелению рынка», — уверен Сергей Катырин.

Как говорит Анар Исмаилов, в 2019 — начале 2020 года завершается процесс маркировки обувной продукции, поэтому обувные немаркированные остатки будут распродаваться вплоть до окончания зимы будущего года.

«По итогам завершения этого процесса можно будет судить о том, насколько снизилась доля „серого“ рынка и доля контрафактной продукции. Дальнейшее снижение доходов населения приведет к консолидации рынка производителей обуви, а производств, которые ориентированы исключительно на российского потребителя, станет меньше». — уверен эксперт.

Минпромторг считает, что маркировка выведет из тени до 100 миллионов пар.

«Российские сапожники сомневаются, что это будет отечественная обувь. Мера явно налогового характера и производство не подстегнет. Со своей стороны отраслевой союз попросил власти вернуть ставку НДС на 18% и снизить пошлины на импорт сырья и комплектующих. Тогда на российском рынке можно будет говорить о здоровой конкуренции», — сообщает программа «Бизнес-вектор».

"