Posted 14 июня 2016,, 11:53

Published 14 июня 2016,, 11:53

Modified 11 сентября 2022,, 16:19

Updated 11 сентября 2022,, 16:19

Сити-менеджер пришелся не ко двору

14 июня 2016, 11:53
Сити-менеджер пришелся не ко двору

Автор: Олег Федирко

В преддверии выборов в Госдуму в Ростове-на-Дону разгорается конфликт между главой городской администрации Сергеем Горбанем и местным сообществом. В конце 2014 года, когда Горбань возглавил Ростов, от него ожидали прежде всего принципиального изменения градостроительной политики его предшественника Михаила Чернышева, при котором исторический центр города превратился в зону сплошной точечной застройки, а также большей открытости власти. Однако спустя полтора года многие хронические проблемы Ростова не только не разрешены, но еще больше усугубились. Подтверждением этого стала набирающая ход сетевая кампания по сбору подписей с требованиями отставки сити-менеджера и восстановления прямых выборов мэра. 

Не прошло и двух лет

Общественные выступления возглавил некто Дмитрий Пожарский, разместивший на популярном сайте Сhange.org петицию, которая за несколько дней собрала больше двух тысяч подписей. Основная претензия к градоначальнику, содержащаяся в документе, заключается в потере связи с населением и оставлении без внимания ряда больных вопросов, волнующих жителей крупнейшего города юга России. 

"Сити-менеджер не обращает внимания и не может дать внятного ответа ростовчанам о том, когда конкретно они будут решены - это и вопросы строительства, и вопросы ЖКХ, и вопросы предпринимательской деятельности, а также еще тысячи злободневных вопросов", - говорится в петиции. По мнению ее автора, жители Ростова-на-Дону связывали с приходом Сергея Горбаня надежды на преобразование города в лучшую сторону, "однако все, что они получили, - это ухудшение ситуации в городе и односторонний взгляд сити-менеджера на развитие города без учета мнения и общественного участия горожан в решении проблем".

                                                      Сергей Горбань на одной из строек города

Надежды на новую власть и в самом деле были немалые, учитывая бесславный финал правления предыдущего градоначальника Михаила Чернышева, который возглавлял город без малого два десятилетия. В последние годы его руководства Ростов-на-Дону, с гордостью именующий себя южной столицей России, по ряду показателей социально-экономического развития сильно отстал от близлежащего Краснодара, при этом мэрия не раз демонстрировала неспособность справиться с рядом насущных городских проблем. Особенное недовольство жителей вызывало бездействие властей во время зимних снегопадов, когда в городе наступал настоящий коллапс. 

В октябре 2014 года Михаил Чернышев ушел в "почетную" отставку, заняв пост заместителя губернатора Ростовской области. После этого был изменен устав города, прямые выборы мэра были отменены, и депутаты городской думы единогласно избрали главой администрации Сергея Горбаня, до этого вице-губернатора Ростовской области, имевшего репутацию правой руки главы региона Василия Голубева. "Я сделаю всё, чтобы вы о своём решении не пожалели", - заявил тогда Горбань. Однако спустя всего полтора года даже те, кто в свое время критиковал Михаила Чернышева, вспоминают его чуть ли не добрым словом. 

Генплан по питерским лекалам

Интернет-кампания против Сергея Горбаня стала логичным продолжением той критики градоначальника, которую уже несколько месяцев ведет экспертное сообщество в связи с принятием нового генплана Ростова-на-Дону до 2035 года. Разработчиками этого документа выступили специалисты научно-проектного института пространственного планирования "ЭНКО" из Санкт-Петербурга, что само по себе затрагивало самолюбие местных специалистов, поскольку в Ростове давно существует авторитетное сообщество архитекторов и урбанистов. 

Главный пункт критики нового генплана заключается в том, что документом предполагается в ближайшие 20 лет увеличить объемы жилого фонда с нынешних 25,8 до 46,7 млн квадратных метров без расширения площади города, то есть фактически - за счёт зеленых насаждений и близлежащих рощ. Здесь же стоит отметить и расчет на активное вытеснение многоэтажками малоэтажной застройки, традиционной для любого южного города - к 2035 году ее долю планируется сократить до 1% жилого фонда. 

Кроме того, в новом генплане ничего не сказано о судьбе исторического центра города, который за последние два десятилетия и так изуродован точечной застройкой. "В генплане нет задания по сохранению исторического центра. В измененном документе отсутствует проект охранных зон памятников архитектуры. У нас даже негде снять фильм об оккупации Ростова, поскольку практически не осталось улочек со старой застройкой", - отмечает руководитель ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин.

Большие нарекания экспертов вызывает и качество реконструкции и капремонта многоквартирных домов старого жилого фонда за счет бюджетных средств, начавшихся в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года. "Сейчас убивают очередное историческое здание в "кирпичном стиле" по адресу Островского, 47. Наверное, они всем расскажут, что фасад красят или что кирпич высыпается и они кладку укрепляют? Заранее говорю - ложь! Его надо просто отмыть щеткой с мыльным раствором от старой побелки, и оно переживет всех нас вместе взятых. Или в бюджете слишком много денег?" - негодует Артур Токарев, доцент кафедры основ архитектурного и художественного проектирования ЮФУ. 

Схожее мнение на этот счёт и у известного ростовского архитектора Сергея Алексеева: "Грамотно работать с историческими зданиями у нас не умеют. Реставраторов - считанные единицы. Стоит задача как можно больше и дешевле "припомадить".


Результаты погони за "метром квадратным" в Ростове уже вполне очевидны. Не так давно по результатам рейтинга экологического состояния российских городов портала Domofond.ru город оказался лишь на 49-й позиции. По мнению экспертов, ухудшение ситуации связано именно с тем, что расширение жилой застройки идет за счет сокращения зеленых насаждений. "Это приводит к эффекту “каменных джунглей” - к повышению температуры воздуха из-за обилия многоэтажной застройки. За последние десять лет среднегодовая температура в Ростове-на-Дону выросла более чем на 2,6 градуса", — отмечает независимый эксперт-эколог Александр Водяник. И ежегодный "день древонасаждения", в котором регулярно участвует Сергей Горбань, едва ли способен повлиять на общее ухудшение ситуации с озеленением города.  

Шило на мыло

Точкой, в которой критика экспертов пересеклась с недовольством граждан деятельностью Сергея Горбаня, стала ростовская набережная, при новом градоначальнике оказавшаяся в зоне особого интереса застройщиков. 

Еще в июне прошлого года граждане добились от городской администрации отмены разрешения на строительство неподалеку от набережной апарт-отеля "Времена года" компании известного ростовского бизнесмена Валерия Мазанова. Отказ был мотивирован наличием  официального письма от областного министерства культуры о возможном нанесении ущерба Парамоновским складам – памятнику архитектуры федерального значения, который, правда, давно пребывает в удручающем состоянии. 

Однако всего через полгода ростовская администрация, заручившись геодезической экспертизой, дала добро на снос дамбы Парамоновских складов, благодаря которой в городе появилось одно из самых культовых мест - купальня с родниковой водой. "Экспертиза показала, что все здания складов являются аварийными, подлежат демонтажу и воссозданию", - это заявление Сергея Горбаня вызвало немалые опасения в том, что "реконструкция" памятника будет произведена в "лужковском стиле": снести и построить нечто не имеющее к оригиналу никакого отношения. Именно Парамоновские склады и стали той точкой отсчета, с которой недовольство деятельностью нового градоначальника стало приобретать массовый характер.


Однако готовность ростовчан защищать набережную администрация явно не воспринимает всерьез. Последняя по времени сомнительная инициатива в этом районе - начавшаяся стройка 32-этажного небоскреба, который принципиально изменит панораму Ростова-на-Дону с левого берега, "украсив" ее новой сомнительной доминантой. При этом в месте строительства находятся сразу две водоохранные зоны, и, по мнению противников строительства небоскреба, его появление автоматически лишит ростовчан регламентированной водоохранным законодательством возможности свободного доступа на берег реки. 

Фактически эта инициатива продолжит практику уплотнительной застройки набережной, начавшуюся при Михаиле Чернышеве. От предшественника в "наследство" Сергею Горбаню достался не раз подвергавшийся критике проект многоэтажного дома на спуске к Дону по проспекту Буденновскому, однако новый градоначальник не стал отзывать разрешение на его строительство. Теперь здание уже практически готово, а по соседству с ним может появиться еще более монструозный объект. 

Если же продолжить сравнение с эпохой Михаила Чернышева, то с приходом в ростовскую мэрию Сергея Горбаня немалым шагом вперед поначалу казалась публичная активность его преемника. Готовность лично участвовать в решении проблем Ростова-на-Дону Сергей Горбань продемонстрировал уже через несколько дней после утверждения в должности главы администрации, лично прибыв на стройку в парке Строителей в центре города и потребовав ее остановить. С тех пор, правда, забор на этом месте никуда не делся.

Главным медиапроектом мэрии стала программа Дмитрия Диброва "Мой адрес – Ростов-на-Дону", постоянным героем которой с первого же выпуска является Сергей Горбань. Однако обсуждение в прямом эфире вопросов, которые волнуют горожан, фактически никак не повлияло на кулуарный характер решений, принимаемых городской администрацией. Нежелание вести конструктивный диалог и отказ от сотрудничества с местным сообществом – одна из главных претензий, предъявляемых Сергею Горбаню авторами петиции о его досрочной отставке.

      Сергей Горбань в программе Д. Диброва "Мой адрес- Ростов-на-Дону"

Столичный облик с провинциальным душком

Не вызывает большого энтузиазма у многих горожан и "подарок" мэрии жителям в виде пешеходной зоны на переулке Соборном, открывшейся в апреле и преподнесенной в качестве "ростовского Арбата". При первом же ливне переулок затопило - оказалось, что при реконструкции были допущены ошибки с устройством водоотвода. Правда, с этой проблемой власти довольно оперативно справились путем установки дополнительных водоотводов, но это лишь часть проблемы. "Реконструкция Соборного вполне провинциальная, - считает Сергей Алексеев. - На мой взгляд, покрытие слишком пёстрое, и, в отличие от Арбата, идти там особенно некуда. Хотя, я думаю, этот участок ещё обживётся".

В погоне за столицей в Ростове не так давно появилось еще одно нововведение – платные парковки. Эта инициатива властей моментально вызвала критику и автомобилистов, и пешеходов, поскольку парковки находятся прямо на магистралях и создают пробки, не решая проблему загруженности дорог. При этом нет каких-либо видимых подвижек в главном, ради чего затеваются платные парковки, - в развитии общественного транспорта, одной из самых болезненных тем Ростова-на-Дону.  

С точки зрения прогресса в городском транспорте, два десятилетия под руководством Михаила Чернышева оказались для Ростова потерянным временем. Мэрия регулярно выдавала заведомо несбыточные мегапроекты типа строительства монорельса, а в последние годы и метро, одновременно убирая с городских улиц трамваи. В результате основным видом транспорта в Ростове оказались маршрутки и автобусы, многие из которых давно пора списать. 

                                                          Пешеходная зона в Соборном переулке

Очевидно, что за два года, оставшихся до футбольного чемпионата, на какие-либо принципиальные решения в сфере городского транспорта просто не остается времени. Современного скоростного трамвая (наиболее очевидное и сравнительно недорогое решение для Ростова) в городе за это время точно не появится. 

Большие нарекания ростовчан продолжает вызывать и дорожная сеть города, которая при Михаиле Чернышеве развивалась темпами, явно уступавшими масштабам строительства. Достаточно сказать, что за два последних десятилетия из перегруженного центра города был построен всего один новый выезд в спальные районы, а мегапроекты в этой сфере типа подземного туннеля или путепровода из центра в северную часть города, опять же, предсказуемо остались на бумаге. 

Сергей Горбань решил наверстать упущенное, и осенью прошлого года в Ростове в рекордные сроки были отремонтированы несколько транспортных магистралей. Но вскоре после этого ученые Ростовского строительного университета (РГСУ) выяснили, что больше половины из них не соответствуют стандартам качества. Сити-менеджер решил возложить ответственность за это на подрядчиков, потребовав не платить тем, кто выполнил работы некачественно, однако у ученых было иное мнение. "Торги и финансирование объектов проходят только в августе-сентябре. Какие требования к качеству мы можем предъявлять дорожникам, если к основному объему работ они могут приступать в период уже низких сезонных температур?", - заметил профессор РГСУ Вахтанг Матуа в конце прошлого года в ходе первого регионального Форума действий Общероссийского народного фронта. В результате в рейтинге качества дорог, составленном ОНФ, Ростов-на-Дону занял всего лишь 81-е место.

pikabu.ru.jpg

Власти города пока не предоставили комментариев по поводу заявленных в петиции проблем в ответ на запрос агентства RostovGazeta. 

"