Рынок авиаперевозок: перезагрузка и перспективы

Рынок авиаперевозок: перезагрузка и перспективы
Рынок авиаперевозок: перезагрузка и перспективы
5 марта, 17:00ОбществоТатьяна Подольская
С 1 марта американское воздушное пространство закрыто для российских самолетов.

Вслед за этим еще 36 стран, в том числе из ЕС, а также Канада, закрыли российское небо для полетов. Вне зависимости от того, каким будет ответ России для американских и остальных присоединившихся к санкциям авиаперевозчиков, ясно, что международный рынок авиаперевозок ожидает кардинальная перестройка. В этой связи сегодня простых граждан волнует один вопрос: куда можно будет летать и сохранятся возможности авиапутешествий? Своими прогнозами делится кандидат экономических наук, заведующий кафедрой международных экономических отношений Южно-Российского института управления РАНХиГС Татьяна Подольская.

«В первую очередь, надо иметь в виду, что специфика внутренних рейсов в Евросоюзе и США состоит в очень низких тарифах на авиаперелеты. Внутренние перевозки осуществляются в основном лоукостерами. В то время как сами авиакомпании зарабатывают в основном на трансконтинентальных, дальних перелетах. Таким образом, закрытие российского воздушного пространства для них грозит потерей большой доли рынка авиаперевозок в Юго-Восточную Азию. В случае закрытого неба над Россией авиакомпании вынуждены будут прокладывать маршруты в азиатском направлении либо по южному обходному маршруту (что не менее, чем на 17% длиннее закрытого для них Транссибирского воздушного коридора), либо это будет полет с дозаправкой или пересадкой на Аляске. Но такой вариант тоже существенно удлиняет маршрут и негативно скажется на цене билета.

Фото:4045/freepik.com

Из-за удлинения маршрутов только Великобритания (70 авиарейсов), по оценке экспертов, понесет убытки почти на полмиллиона долларов ежедневно с 25 февраля 2022 года. Если раньше из Лондона в Токио можно было добраться за 9,5 часов, то теперь это занимает 17 часов с пересадкой на Аляске.

В условиях зеркального ответа России американские авиакомпании автоматически лишаются возможности пользоваться российскими трансарктическими коридорами для осуществления своих перелетов в азиатском направлении. Альтернативные маршруты из США в азиатском направлении существенно длиннее, себестоимость авиаперевозок неизбежно и значительно возрастет. Конкурентоспособность американских и европейских авиаперевозчиков, скорее всего, пошатнется, появится угроза потери этого высокодоходного сегмента рынка, который займут азиатские и ближневосточные авиакомпании. А учитывая то, что воздушные коридоры над Россией для авиакомпаний Азии и Ближнего Востока остаются открытыми и себестоимость их авиарейсов не увеличится, напрашивается вывод: для США российское воздушное пространство гораздо важнее, чем американское для нас, ведь россияне все равно летали в штаты через Европу.

В результате такого кардинального передела мирового рынка американских и европейских авиаперевозчиков ожидают неминуемые многомиллиардные потери.

Тем не менее, существующая напряженность «в небе» совсем не означает, что российские туристы лишатся возможности авиапутешествий. Для граждан России остаются доступны авиаперелеты через аэропорты Турции, Египта, ОАЭ, Катара и других стран, откуда можно улететь в страны Евросоюза. Самым удобными аэропортами для полетов в Европу являются Стамбул и Дубай. Тем более, что Турция уже заявила, что не собирается вводить санкции против России. Вне всяких сомнений, ниша будет заполнена: на российском рынке авиаперевозок начнут активно работать азиатские компании, владеющие большим авиапарком и потенциалом для собственного развития. Помимо европейских и американских авиаперевозчиков в мире достаточно компаний, которые уже сегодня готовы предложить российским туристам свои услуги по адекватной цене.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter