Любо-дорого. Как мастер из Москвы делает бизнес на подлинных русских кокошниках

Любо-дорого. Как мастер из Москвы делает бизнес на подлинных русских кокошниках
6 марта 2019, 15:29ОбществоФото: Ольга Чередникова
Первый и единственный мужчина – дизайнер кокошников Юханн Никадимус сделал бизнес на редком ремесле. Все головные уборы он шьет по индивидуальному дизайну и из подлинных материалов.

Дизайнер Юханн Никадимус – единственный мужчина, владеющий редким, можно сказать исчезающим ремеслом мастера кокошников. По виду этого не скажешь: внушительный 35-летний парень со шкиперской бородой никак не ассоциируется с главным элементом русского женского костюма. Но если отбросить повседневные представления о кокошнике как реквизите фольклорных ансамблей и части образа Надежды Бабкиной, то можно попытаться узнать об этом предмете одежды немного больше.

В старину кокошники, разумеется, не носили каждый день, как это показывают в советских фильмах-сказках или современных мультфильмах. Это был исключительно обрядовый головной убор, который нес сакральный смысл. Недаром другое название кокошника – венец. Это была своего рода венчальная корона невесты, знак ее принадлежности к богу. Расшитый золотом и жемчугами кокошник могли позволить себе только состоятельные люди. Крестьяне же покупали его вскладчину или брали в аренду на свадьбу.

Сегодня Юханн Никадимус возрождает искусство изготовления тех самых кокошников – богато украшенных, с символическим орнаментом и сакральным значением. Он хочет, чтобы каждый такой головной убор смотрелся, как настоящая старина. Поэтому мастер строго следует канонам мастериц, у которых перенимал опыт.

"Работая над новым кокошником, я стараюсь сделать не точную копию, а головной убор, глядя на который мы бы подумали, что он сделан в XVIII-XIX веках мастерами-современниками", - говорит Никадимус.

Сам Юханн родом из Казани. Свое необычное имя он объясняет происхождением от предков-ассирийцев, давным-давно переехавших в Россию откуда-то из Персии. Последние 13 лет Юханн живет и работает в Москве. Шитье кокошников для него – основная работа, его бизнес.

Каждый венец стоит 2800-3000 долларов, то есть почти 200 тысяч рублей. На работу над таким кокошником уходит от трех месяцев до полугода, поэтому в год мастер выпускает не больше четырех уникальных изделий. Кокошники покупают коллекционеры, ценители старины. Нередко их заказывают к свадьбе в качестве дорогого подарка: сейчас нередко молодые пары хотят устроить свадьбу в старинном стиле с подлинными атрибутами, и им нужны "те самые", настоящие венцы.

Для работы Юханн ищет подлинные материалы. Часть их них он неожиданно для себя нашел на площадке AliExpress. Крупнейший китайский онлайн-молл, оказывается, предлагает много чего интересного помимо повседневной одежды, электроники и мелочей. Здесь можно найти, например, аутентичный китайский шелк, монгольскую парчу, настоящие жемчуга.

"Вообще, там можно найти всё для кокошника, начиная с жемчуга, китайского или индонезийского, который в Интернете стоит не 300–500 рублей, как в московских магазинах, а 150–200 рублей за нитку длиной примерно 40 сантиметров", - рассказывает мастер.

По словам Юханна Никадимуса, покупая на AliExpress, он словно соблюдает еще одну старинную традицию, ведь для изготовления кокошников в XIX веке использовались материалы из Поднебесной, которые везли Великим шелковым путем. Таким образом, спустя больше сотни лет мастер возродил и эту традицию.

Сейчас Никадимус время от времени читает лекции и проводит мастер-классы по изготовлению русского костюма, по искусству шитья золотом и жемчугом. Со своими учениками он также делиться секретами, как найти на AliExpress и использовать аутентичные ткани и бисер.

В будущем же он надеется основать в Москве музей русского кокошника. Благо, интерес к самому узнаваемому предмету русской национальной одежды возрождается.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter