Posted 7 января 2020,, 10:37

Published 7 января 2020,, 10:37

Modified 17 сентября 2022,, 16:41

Updated 17 сентября 2022,, 16:41

Ель была символом смерти: как раньше ростовчане праздновали Новый год

7 января 2020, 10:37
В истории празднования Нового года много интересных моментов: этот праздник забывали, отменяли и снова отмечали. Он выступал поводом пойти в театр, орудием пропаганды и единственным поводом объединить людей.

Кандидат исторических наук, доцент ЮФУ Мария Братолюбова рассказала корреспонденту RostovGazeta о том, как проходил Новый год в Ростове.

В подарок дамам - фиалки из Ниццы: дореволюционный Ростов

Празднование Нового года ввел Петр I. Он издал указ о том, что начало года нужно отмечать 1 января, а не 1 сентября, что было совершенно непонятно русскому человеку. Это был искусственный, наносной, скопированный с европейской традиции праздник. К тому же ель в русской традиции долго была символом смерти. Это дерево было связано исключительно с погребальным обрядом: еловыми ветвями устилали похоронную процессию, самоубийц хоронили между двумя елями. Но это объект поклонения и почитания в Германии, со временем эта традиция была перенята оттуда. Празднование Нового года не прижилось, со смертью Петра I его забыли.

В Российской империи начали праздновать Новый год со второй половины ХIХ века. В императорском дворе супруга Николая I поставила елку, затем они стали появляться у обрусевших немцев и аристократии.

Тогда главным праздником было Рождество и ель, по сути, была рождественской. Во время него все сидели за праздничным столом, а на Новый год уже могли пойти в ресторан, театр, коммерческий клуб. Это был более светский праздник. Рождество отмечали по старому стилю с 25 на 26 декабря. Потом заканчивался пост, праздновали Новый год и Крещение, которое выпадало с 6 на 7 января.

В провинции ель начала появляться ближе к 70-м годам ХIХ века, и то в деревнях ее не ставили: это было модное городское увлечение. Ростовчане наряжали елку, потому что это был европейский город, в котором проживало много немцев и других европейцев, католиков и протестантов. Тогда елки и ели высотой три-четыре метра продавали на елочных базарах. Судя по воспоминаниям, семья врачей, а не банкиров и предпринимателей, могла себе позволить ель.

Стеклянные игрушки из Европы были очень дорогими, не каждая семья могла их себе позволить. Еще были популярны картонные (дрезденские) игрушки: склеивались две половины и раскрашивались. Елки украшали ватными украшениями: каркас был из проволоки, вату укладывали и рисовали. На первых игрушках были изображены библейские сюжеты, со свечами и херувинчиками. Судя по ростовским газетам, коллекция игрушек стоила от трех до десяти рублей. Дореволюционный рубль стоил примерно 1200 современных, то есть коллекция обходилась от 3,6 до 12 тысяч.

Поэтому, в основном, игрушки делали своими руками. Орехи заворачивали в серебряную и золотую фольгу, украшения лепили из теста, развешивали бумажные бусы, пряники, мандарины. Хотя тогда не было гор мандаринов, десять штук стоили три рубля (3 600 рублей по современному курсу).

Ростов соблюдал европейские традиции в праздновании Нового года. Это был богатый город, более трети населения относилось к среднему классу. Они могли себе позволить выписать к новогоднему столу ананас, мандарины и оливки, каперсы. Уже тогда пили шампанское, оно было французским и очень дорогим. Оливье не фигурирует в меню ресторанов и воспоминаниях.

Что касается подарков, то тогда не было такой помпезности, как сейчас. Взрослым в основном дарили открытки с запахами, с музыкой. Их делали своими руками или покупали. Для дам заказывали ландыши и фиалки из Ниццы, детям дарили книги, конфеты, елочные игрушки, на худой конец канарейки.

Елочные игрушки в форме кукурузы - советский период

В 1918 году Новый год отменили, он стал табуированной темой. Новый год считался буржуазным праздником, к тому же ассоциировался с Рождеством, поэтому не вписывался в идеологию советского времени.

Новый год реабилитировали в середине 30-х годов. Елку начали ставить в деревнях, появилась Снегурочка, которая является чисто русским явлением, она пришла в форме маленькой девочки.

Начали делать свои новогодние игрушки, сначала их расписывали вручную. Все новогодние украшения стали орудием партийной пропаганды, поэтому по ним можно изучать историю СССР. В хрущевский период были плоды и овощи, в первую очередь кукуруза. После полета Гагарина появились космонавты. После выхода “Карнавальной ночи” - выпускали игрушки по мотивам фильма. С 1966 года производство игрушек полностью стало заводским.

Во время Советского Союза мы отказались от религиозных праздников, отмечали идеологические. После падения СССР к религиозным не вернулись, идеологические тоже отпали. Поэтому мне кажется, что Новый год - это единственный праздник, который объединяет людей. Если мы посмотрим на новогодние игрушки сейчас, то они все лишены каких-то национальных особенностей. Мы не увидим на новогодних украшениях каких-то историй, хотя понемногу стали возвращаться библейские сюжеты. Как мне представляется, это результат космополитизма и глобализации.

"