Posted 16 мая 2022,, 13:53

Published 16 мая 2022,, 13:53

Modified 18 сентября 2022,, 15:10

Updated 18 сентября 2022,, 15:10

«Вороны, совы, мартышки»: как в центре Ростова зарабатывают на фото с животными

16 мая 2022, 13:53
Белые голуби, сказочные совы, белые кролики и мартышки на привязи. Фото с экзотическими животными есть у многих ростовчан, но никто не задумывается о том, как себя чувствуют «фотомодели». Корреспондент RostovGazeta вместе с зоопсихологом Еленой Клюсовец разбирался, в чем опасность жестокого бизнеса на животных.

Центр города — это, своего рода, «витрина» Ростова. Он привлекает уличными музыкантами, перфомансами, театральными этюдами. На центральных улицах также можно увидеть экзотических животных. Мимо них сложно пройти как минимум потому, что вам совершенно внезапно посадят на плечо обезьяну и навязчиво уговорят сделать фото. Как животных используют для заработка на улицах Ростова и почему это опасно для гуляющих ростовчан выяснял корреспондент RostovGazeta.

«Ручными» делает допинг

Над Соборным переулком взлетела и почти тут же опустилась необычно крупная птица. Это оказался «неместный» тауэрский ворон, почти в полтора крупнее своих собратьев, которые обитают в Ростовской области. К лапе животного прикреплена веревка, другой конец которой держит в руках молодой парень. Он выбегает на середину улицы и предлагает мне сделать фото с птицей.

«Вороны, совы, заяц! Лесной феей будешь», — говорит бизнесмен.

Я подхожу ближе и ворона без моего разрешения усаживают мне на плечо. Он неприятно, но не больно сжимает когтистую лапу. Птица тяжелая и близость внушительного клюва к моему лицу пугает. Я попросила ее убрать, парень несколько минут игнорировал мою просьбу, уговаривая сделать фото и в конце-концов, ворон сам перелетел на скамейку.

«Фотозона» как раз на этой скамейке и расположилась: рядом ходят еще несколько девушек и парней, которым на вид не больше 15-20 лет. Они носят на руках какую-то маленькую обезьянку, сову, белых голубей и предлагают гуляющим сфотографироваться или хотя-бы потрогать животных.

Под скамейкой стоит кошачья переноска с серым кроликом. В радиусе двух метров от «фотозоны» белеют пятна птичьего помета и отчетливо пахнет животными. Я сказала, что не хочу заразиться чем-то от птиц и спросила, привиты ли они. Меня заверили, что звери в отличном состоянии. Однако какие-либо документы на животных, даже на обезьянку и кролика, показывать отказались. Свое имя владелец ворона также отказался называть.

Зоопсихолог рассказывает, что полученную прибыль владельцы, как правило, не афишируют и не декларируют. Кстати, сделать фотографию животного даже без своего участия в кадре бесплатно тоже нельзя. К вам тут же подойдет владелец и очень убедительно попросит при нем удалить снимки. В противном случае, подтягиваются и «партнеры» с тем же требованием.

К сожалению, к такому бизнесу многие ростовчане относятся как к развлечению. Пока незнакомой девочке усаживали на руку сову, я спросила у её родителей, как они относятся к такому виду заработка на животных:

«Не очень хорошо, для них это стресс — столько людей, шум. А детям нравится, где они еще обезьянок и птиц потрогают», — говорит ростовчанин Алексей Пономарев.

Посетительница кафе, которое находится рядом с импровизированной фотозоной на углу Соборного и Большой Садовой, возмущается:

«Я часто тут обедаю и когда тепло, сажусь на летнюю площадку. И уже второй год наблюдаю этот кошмар: они орут, чтобы к ним только подошли сфотографироваться, догоняют людей практически. В жару ужасный едкий запах стоит, и я лично видела, как всех животных в конце „смены“ распихивают по маленьким переноскам. А в течении дня им, видимо, что-то подсыпают, слишком они спокойные», — жалуется ростовчанка Елена И.

Как считает зоопсихолог, у «работающих» животных можно наблюдать различную гамму эмоций от взволнованности и желания общаться до полнейшего страха и апатии. Поэтому, «подсыпая что-то», владельцы подавляют нервную систему животных. В последствии это может привести к неврозам, вялости, слабости, расстройству вегетативной системы и другим последствиям.

Трое из пятерых опрошенных ответили, что считают такой бизнес негуманным по отношению к животным и никогда не фотографировались с подобным «живым реквизитом».

Еще двое ростовчан поделились, что считают такой род деятельности приемлемым, если у животных комфортные условия содержания и «рабочего графика».

«Если животное с самого детства находится в этой среде обитания, то для него это норма. Но не стоит забывать про инстинкты: любой резкий звук может заставить питомца затаиться, бежать или атаковать. Он, даже того не желая, может причинить вред своей агрессией окружающим его людям», — говорит зоопсихолог.

Легализовать нелегальное

Уличные предприниматели в среднем берут по 300-400 рублей за пятиминутную съемку с одним животным на ваш телефон. Но подобных объявлений об аренде животных для фотосессий много и на площадках объявлений в интернете. Более 20 предложений по аренде животных продвигают в Ростове.

«Все эти „фотосессии“, чаще всего, проходят в многолюдных местах, без какого-то регламента времени и условий для самих животных, не соблюдаются их личные границы, время отдыха и питания», — объясняет Елена.

Такой род деятельности можно считать законным если животное не занесено в «Красную книгу» и не было завезено контрабандным путем без документов. Однако проверить это, когда вам уже посадили ворона на плечо, практически невозможно.

По словам зоопсихолога, этот вопрос регламентируется Федеральным законом № 408-ФЗ, который не допускает использование животных в культурно-зрелищных целях с предоставлением зрителям или посетителям физического контакта с животными.

Елена Клюсовец добавляет, что владельцы животных все же нарушают закон, так как улица — это не то место, где допускается использование животных в культурно-зрелищных целях. Для того, чтобы легализовать фото с животными, по мнению специалиста, нужно не только контролировать выполнение законодательства об ответственном обращении с животными, но и проводить политику информирования людей о том, что такой род деятельности не является полностью безопасным.

Екатерина Еременко

"