Posted 24 апреля 2019,, 09:18

Published 24 апреля 2019,, 09:18

Modified 11 сентября 2022,, 16:37

Updated 11 сентября 2022,, 16:37

«Мусорная реформа» — рост цен, коллапс и протесты населения

24 апреля 2019, 09:18
С 1 января 2019 года в России стартовала «мусорная реформа».

На словах все красиво — за сбор и вывоз отходов отвечают региональные операторы, в перспективе строительство современных мусороперерабатывающих комплексов и внедрение раздельного сбора мусора. А что на деле? В новом выпуске видео-блога «Вскрытие покажет» журналисты медиахолдинга 1MI попытались разобраться в ситуации.

Так, спустя три месяца реформы результаты налицо — выросшие тарифы на вывоз мусора, новые схемы обогащения чиновников и коллапс во многих регионах, в которых старая система обращения с ТКО перестала работать, а новую еще не внедрили.

В некоторых районах России цены на услугу по вывозу мусора выросли в 2-4 раза. Произошло это из-за изменившейся схемы расчета оплаты, не по площади квартиры или дома, а по установленной норме мусора на каждого проживающего по адресу человека. По новым нормативам каждый россиянин ежемесячно производит около 30 килограммов мусора, что, мягко говоря, не совсем соответствует действительности. Проведенный в Оренбурге эксперимент показал, что семья из четырех человек и кота за месяц накопила около 35 килограммов отходов на всех.

Что касается тарифов, то больше всех приходится платить жителям Калужской области, 182 рубля с человека, следом идут Тамбовская и Мурманская области с 133 рублями. Мало того, что первые квитанции приходят наполовину заполненные, кое-где приписывают к проживающим в доме давно умерших родственников, как это произошло в Уфе.

При этом выросшие тарифы не привели к улучшению качества обслуживания, как раз наоборот. Из-за сбоев в работе мусоровозов по стране прокатился ряд митингов «Россия не помойка», направленных против не выполняющих свои обязанности регоператоров. На Ямале провели протестный забег на оленях, красноярским депутатам прислали посылку с мусором, а в Волгограде отходы сложили у порога офиса регионального оператора.

Что примечательно, в «мусорной реформе», очевидно, не разобрались даже активисты ОНФ. Изначально на сайте общества появился список из регоператоров, часть которых образовались перед самым проведением конкурсов. Это фирмы, которые создали под «мусорную реформу», но в случае банкротства вряд ли смогут ответить по своим обязательствам. Позже обнародованный список исчез.

Некоторые региональные операторы не могут ответить по своим обязательствам уже сегодня, в Саратове на ООО «Управление отходами» завели первое, но, видимо, не последнее, «мусорное» уголовное дело.

При этом большинство сформированных компаний возглавляют власть имущие — депутаты, региональные правительства, корпорации по развитию.

Еще один нюанс — у регоператоров нет собственных автопарков, а значит, они могут привлекать и раньше работавших в этой сфере перевозчиков, но уже по другим расценкам.

На самом деле «мусорная реформа» в современном российском исполнении представляет собой схему получения чистой прибыли подконтрольным местным властям регоператором. Так, в Оренбургской области фирма уже включила в тарифы инвестиционную составляющую, согласно которой региональный оператор заключил договор по строительству мусоросортировочного комплекса. Но вот в чем вопрос, если раньше за захоронение отходов местные предприятия брали от 300 до 600 рублей за тонну, то на новом комплексе это будет обходиться в 45 тысяч за тонну.

Что касается расположения мусорных полигонов, то во многих регионах их располагают рядом с лесными зонами, детскими лагерями и фермами по выращиванию ягод.

Несомненно, России нужна «мусорная реформа», но она не должна быть прикрытием новых коррупционных схем.

"