Posted 27 июля 2022,, 07:49
Published 27 июля 2022,, 07:49
Modified 11 сентября 2022,, 16:21
Updated 11 сентября 2022,, 16:21
Центр притяжения — IKEA
Торговый центр «Мега» с 2007 года был излюбленным местом ростовчан и жителей соседнего Аксая для шоппинга и прогулок. Как говорят сами посетители, раньше приезжали ради IKEA и не уходили домой без какой-нибудь шведской безделушки и идеи переделать ремонт.
«Мы всегда ездили из-за IKEA, сегодня приехали в первый раз после Нового года и поняли, что тут делать нечего. Есть другие ТЦ, которые ближе и магазинов больше», — рассказала корреспонденту RostovGazeta одна из посетительниц «Меги».
Торговый центр стремился делать все возможное, чтобы ростовчане бросали все дела и ехали едва ли не в самый удаленный магазин от центра города: в последние годы здесь появился «Мега-парк» площадью 4,2 гектара, сотрудники регулярно устраивали конкурсы, занятия по йоге, эко-марафоны, концерты и другие активности. «Мега» задавала настоящий стиль жизни.
Затем нагрянул коронавирус. В период с 2020 по 2021 год количество посетителей торговых центров в России снизилось в четыре раза. Представители магазинов и ресторанов жаловались корреспонденту RostovGazeta, что им угрожает отток сотрудников и настоящая борьба за выживание.
С началом специальной военной операции еще в феврале 2022 года прекращать деятельность в России начали многие западные бренды. Судя по данным системы подсчета посетителей торговых центров RSTAT, весной с покупателями было особенно тяжко.
В пресс-службе Ingka Centres корреспонденту RostovGazeta сообщили, что торговый центр продолжит свою работу и дальше. «Наши торговые центры "Мега" являются важной частью сообществ, в которых они расположены, и останутся открытыми, чтобы у посетителей был доступ к необходимым товарам. На протяжении последних месяцев мы наблюдали неоднородную динамику в посещаемости наших центров. Мы находимся в постоянном диалоге с нашими партнерами, чтобы совместно находить решения в чрезвычайно непростой ситуации», - пояснили в компании.
Точных данных об изменениях посещаемости с уходом из «Меги» магазинов иностранных брендов нет, однако на сайте комплекса почти всегда горит зеленый индикатор, который говорит о том, что посетителей не так много.
По данным сайта Ingka Centres ежегодно посещают «Мегу» в Ростовской области около 15 миллионов человек.
Одним из якорных арендаторов торговых площадей «Меги» являлся мебельный магазин IKEA, наравне с ним значительных размеров торговые залы принадлежат «Ашану» и «Леруа Мерлен».
IKEA приостановила свою работу еще в марте 2022 года, тогда ростовчане за вечер смели с полок практически весь товар. Остатки обещали распродать в июле, но магазин так и не открылся, распрдажа проходит только в режиме онлайн, но периодичсески в работе сайта наблюдаются сбои.
Зимой 2022 года в «Меге» работало около 180 магазинов. На сегодняшний день у 20 из них статус «временно закрыты».
Профессор кафедры политэкономии и экономической политики Южного Федерального университета Юрий Туманян объяснил, что уход зарубежных компаний с отечественных рынков и, соответственно, с торговых площадей магазинов является одним из основных факторов уменьшения количества посетителей. Это объяснимо, так как снижение трафика приводит также к уменьшению посещений различных развлекательных площадок, где покупатели могли оставить детей и гулять по торговому центру, посещать кафе и магазины. Поскольку подобные развлечения, по словам эксперта, можно найти рядом с домом, людям нет необходимости и смысла ехать за ними в Аксай. К слову, ростовская «Мега» едва ли не единственный торговый центр в области, где не было кинотеатра.
«В последнее время людей намного меньше вот по сравнению с тем что было», — рассказала RostovGazeta сотрудница одного из магазинов «Меги», которая пожелала остаться анонимной.
Ростовчанам гораздо проще посещать торговые центры с более удобным расположением «МегаМаг» неподалеку от центра города, «Золотой Вавилон» на Западном или «Рио» и «Горизонт» на Нагибина. Хотя «Мега» своей удалённостью «завлекала» посетителей на весь день, в другие торговые центры можно приехать на пару часов за нужной вещью.
Идти по торговым аллеям «Меги» непривычно: закрыты двери и приглушен свет в витринах Adidas, Bershka, H&M, Mango, Nike, Pull& Bear, Puma, Stradivarius, Uniqlo и еще более, чем в 10 магазинах. В торговых залах и на манекенах — еще весенняя коллекция.
«Компании, которые ушли еще некоторое время, согласно договору аренды, будут выплачивать арендную плату и зарплату сотрудникам, реализуя остатки товара. Но так или иначе процесс пойдет по накатанной: в итоге товарная масса будет сокращаться», — считает экономист Юрий Туманян.
Часть технологий после ухода той же IKEA, добавляет эксперт, в стране осталась. Однако вряд-ли всю торговую площадь шведского брэнда удастся сдать одному владельцу. Скорее всего, на ней появится несколько разных магазинов.
По мнению эксперта, производство товаров на предприятиях, где изготавливали продукцию IKEA для российского рынка будет продолжаться, но уже без производственного, технологического и управленческого контроля со стороны уходящей компании.
«Сегодня наша страна начала договариваться с некоторыми партнёрами, например, с Индией, Турцией, Китаем и другими, по поводу прихода предпринимателей из этих стран с их продукцией и, тем самым, торговые площади центра не будут простаивать определённое время», — рассказывает эксперт.
Он добавляет, что здесь есть опасность: если ценовая политика этих фирм и качество их товаров не будет соответствовать спросу, то посещаемость торгового центра не восстановится, а восточные бренды тоже могут не задержаться. Тогда будем надеяться на отечественных производителей.
Что касается замены иностранных брендов отечественными товарами, то они в первое время будут хуже по качеству и возможно выше по цене, считает экономист. Поэтому, в краткосрочном периоде мы увидим только спад трафика торгового центра, а что будет в долгосрочном, - считает Юрий Туманян, — предсказать невозможно.
«Здесь возможно все, что угодно: на месте торгового центра может появиться спорт-комплекс, аквапарк или даже павильон для съемок кинофильмов, вплоть до появления нового микрорайона (как это было на месте старого аэропорта). Все зависит от воображения и креативного мышления собственника. Но, на самом деле, на передний план будет выходить рыночный принцип — удовлетворение спроса и получение прибыли. Такое преобразование позволит сохранить экономическую выгоду от более чем 130 тысяч квадратных метров торгового комплекса» — заключает эксперт.
Без своей основной точки притяжения покупателей — IKEA — и других популярных у ростовчан магазинов иностранных брендов, «Мега» уже начала терять своих посетителей. По мнению Юрия Туманяна, трафик с марта 2022 года снизился втрое. К тому же, без своей машины до «Меги» добираться не так просто. Еще сложнее с покупками уезжать домой на автобусе.