Posted 29 мая 2020,, 12:56

Published 29 мая 2020,, 12:56

Modified 17 сентября 2022,, 17:07

Updated 17 сентября 2022,, 17:07

Коронавирусный кризис открывает новый этап конкуренции Ростова и Краснодара

29 мая 2020, 12:56
Ростов-на-Дону оказался гораздо лучше готов к очередным катаклизмам в экономике, чем его южный сосед, свидетельствуют результаты рейтинга российских агломераций по степени устойчивости к кризису, составленного недавно краснодарской консалтинговой компанией MaconRealtyGroup.

Ростовская агломерация в этом исследовании заняла девятое место, тогда как Краснодарская оказалась на 15-й (третьей от конца) строчке.

Авторы рейтинга пришли к парадоксальному выводу: чем более беден город — тем более он устойчив в нынешний кризис. Однако такая зависимость полностью соответствует характеру этого кризиса, который ударил прежде всего по малому и среднему бизнесу (в особенности в сфере услуг), жилищному строительству, туризму. Одним словом, по всем тем отраслям, на развитие которых делал ставку Краснодар, причем небезуспешно.

Две разные истории

Рейтинг агломераций хорошо иллюстрируют неоднократно звучавшие из уст других исследователей соображений, что наиболее пострадавшими в экономическом кризисе, которым сменится пандемия коронавируса, окажутся крупнейшие города, где наиболее развита «новая» экономика, концентрирующаяся на непроизводственном секторе, комментирует Сергей Трухачев, директор ростовского НПО «Южный градостроительный центр».

«Если представленный список перевернуть, то мы получим рейтинг тех же агломераций по степени развитости непроизводственного сектора экономики. В этом отношении меня как ростовчанина радует, что Ростовская агломерация останется на прежнем месте в середине списка — отсутствие резких движений в данном случае хороший знак», — отмечает эксперт.

По словам Трухачева, у Ростова и Краснодара сложилась довольно отличающаяся модель городского развития, что во многом предопределено исторически. Особенность Краснодара — сочетание двух гипертрофированных масштабов: сверхнизкой плотности одноэтажных районов города и сверхвысокой плотности районов новой застройки, в основном последних трех десятков лет. В Ростове же за счет более компактных размеров и при наличии больших площадей, занятых частным сектором, это различие, тем не менее, не столь явно.

«Оба города в последние два десятка лет переживают вторжение в городскую ткань дикого девелопмента, методы у которого одинаковы, однако количественные показатели жилищного и коммерческого строительства в Краснодаре выше в силу того, что весь Краснодарский край в последние десятилетия демонстрирует рост в целом более высокими темпами. Таким образом, в конкуренции за качество городской среды различия будут заключаться в том, как оба города в обозримом историческом будущем смогут переварить то наследство, которое осталось им от предыдущих эпох. Это кварталы исторической застройки, пояса индивидуальных домовладений, старые производственные площадки (браунфилды), неприспособленная к современным нагрузкам транспортная и инженерная инфраструктура», — говорит Сергей Трухачев.

Рост не от хорошей жизни

В последнее десятилетие, а то и полтора на волне строительного бума Краснодар регулярно привлекал большой миграционный поток как из близлежащих территорий Кубани, так и из других регионов. Руководство кубанской столицы многое сделало для того, чтобы новое жилье покупалось приезжими, и до какого-то момента эта политика была продуктивной. Однако после кризиса 2014 года качество миграционного потока резко упало: в Краснодар массово поехали люди из депрессивных регионов Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, и это принесло за собой новые проблемы — перенаселенность, хроническую перегрузку инфраструктуры, нарастание криминальных проблем и т. д. С точки зрения качества человеческого капитала, Ростов выглядит куда более привлекательным местом для жизни.

Стремление Краснодара во что бы то ни стало войти в список городов-миллионеров, для чего в городскую черту сравнительно недавно были включены несколько прилежащих муниципалитетов, свидетельствует скорее, о комплексах у местного руководства, чем об объективном ходе развития города, считает Сергей Трухачев. Эти «благоприобретения» надо еще переварить, для чего нужно серьезно вложиться в инфраструктуру. При этом Ростов и сегодня дает Краснодару фору в 100 тысяч жителей. «Ростовская история, скорее, про то, как договариваться с соседними муниципалитетами, а не ломать их через колено. Попытки сделать „Суперростов“ через присоединение муниципалитетов, пожалуй, бесперспективны», — считает Трухачев.

Ростовский урбанист Михаил Векленко, основатель проекта Urbanfactory.ru, считает, что сейчас на первый план в конкуренции между Ростовом и Краснодаром выходит экономическая устойчивость двух территорий. Главный вопрос заключается в том, в какой из агломераций произойдет меньшее проседание ключевых отраслей экономики — та из них и будет более конкурентоспособной.

«В Краснодаре, на первый взгляд, благодаря буму жилищного строительства и массовой миграции из других регионов, экономика более активна, но качество рабочих мест падало — прямое отражение качества миграции за последние годы. Нынешний кризис показал, что сфера услуг может быть очень неустойчивой, а низкое качество новой городской среды еще сильнее ухудшает привлекательность города для жителей и бизнеса», — отмечает эксперт.

Качество среды упадет

Несмотря на то, что пока каких-то надежных статистических данных за последние два-три месяца нет, в целом, по мнению Векленко, можно говорить о том, что Ростов более устойчив в инфраструктурном отношении.

«Это долгосрочное преимущество: транспортная, бытовая, культурная и прочая инфраструктура в Ростове более разнообразна, а это определяет и разницу в городской среде. Как бы ни критиковали новый аэропорт, это объект с большим качественным потенциалом развития. В Краснодаре же развитие выражалось, прежде всего, в новых квадратных метрах многоэтажного жилья — очевидно, что этот путь имеет свои пределы. Тем более, для строительного комплекса Ростов уже довольно давно более привлекателен: себестоимость квадратного метра такая же, как в Краснодаре, а продажная стоимость жилья выше», — отмечает урбанист.

Другое дело, добавляет Векленко, качество этого жилья и формируемой им среды: Ростов уже не тот самый компактный миллионник России, каким он некогда был, он постоянно расширяется, и на окраинах появляются такие же районы-«человейники», как в Краснодаре. Эти районы с морально устаревшим даже на момент проектирования жильем порождают огромное количество проблем — инфраструктурных и социальных.

Качество городской среды в условиях кризиса неизбежно упадет, прогнозирует Сергей Трухачев. Это, по его словам, следует хотя бы из того, что все способы улучшения среды упираются в необходимость бюджетных инвестиций, объем которых снизится в силу истощения налогооблагаемой базы. Большая часть собственных доходов муниципалитетов — это НДФЛ и налоги на недвижимость, а обе эти позиции сильно «просядут» из-за неизбежного сокращения малого и среднего бизнеса, ухода «в тень» части зарплат и т. д. Рассчитывать же на существенные новые субсидии из федерального центра не придется — там своих забот будет полно. Так что в приоритете у городских бюджетов будут расходы на поддержание инфраструктуры и «латание дыр».

Однако в этой ситуации, в общем типичной для всех российских городов, в выигрыше, по мнению Трухачева, окажется Краснодар. В конкуренции между Ростовом и Краснодаром, которая растет в последние лет тридцать, поясняет эксперт, Краснодар до недавнего времени был в качестве догоняющего, в то время как ростовчане, скорее, предпочитали свысока и с улыбкой поглядывать на потуги кубанцев «догнать и перегнать», почивая на доставшемся из прежней эпохи наследстве — научном и промышленном потенциале, статусе административной столицы Юга России и т. п. Такой подход способен привести к атрофированию инстинктов борьбы за выживание: в ситуации кризиса и неизбежного последующего роста выживет тот, кто находится в лучшей форме, и навыки стайера, которые развил и упрочил в себе Краснодар, способны решить исход борьбы в его пользу.

"