Posted 7 августа 2020, 16:28
Published 7 августа 2020, 16:28
Modified 18 сентября 2022, 10:40
Updated 18 сентября 2022, 10:40
Корреспондент RostovGazeta попытался разобраться, почему Эколь увезли в цирк и будет ли слоненку там лучше, как об этом говорят руководители цирка.
«Изнасилование» слонихи
На сайте ростовского зоопарка сказано, что в сентябре 2009 года из Берлинского зоопарка «Тирпарк» в донскую столицу приехали три слона: Синта, Юма и Хорас. Как выяснилось позже, Синта на момент приезда в Россию уже была беременна, в декабре 2010 года она родила самочку Ситару. СМИ сообщали, что отцом слоненка считали Хораса, которого позже увезли в киевский зоопарк.
После этого в ростовском зоопарке осталось три слона: Синта, Юма и маленькая Ситара. Через семь лет, 18 января 2017 года, Ситара родила вторую дочку, которую назвали Эколь. Отцом слоненка, естественно, стал Юма. На данный момент Эколь около 3,5 лет, а ее родителям — по 15 лет. Это Азиатские слоны, которые занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов. Животные находятся под угрозой вымирания.
В зоопарке сообщили, что Эколь нужно передать, чтобы не допустить скрещивания с отцом. «Содержать Эколь в стаде совместно с остальными слонами нельзя. Пока она была маленькой и питалась материнским молоком, слониха содержалась отдельно с мамой и сестрой. Но сейчас всё семейство будет жить вместе. А соединение Эколь с единственным самцом (ее отцом), крайне нежелательно, так как приведет к инбридингу, чреватому непредсказуемыми последствиями для самки и ее потомства», — отмечалось в сообщении учреждения.
Ранее телевизионный журналист, автор и ведущий телепрограмм о животных Тимофей Баженов рассказал СМИ, что фактически Синта была изнасилована в малолетстве, после чего на свет появилась ее первая дочь. Слониха забеременела первым слоненком в четыре года, при том, что половая зрелость у этих животных наступает в 15-16 лет.
«Папа Эколь исключительно крупный самец. И он посягал не только на маму, но и на дочку. Это очень важный момент. В первую очередь — это спасение слоненка», — заявил Баженов.
Он не пояснил, почему специалисты не беспокоятся о возможном изнасиловании Ситары. Ведь если семья воссоединится, то 10-летний слоненок тоже может быть изнасилован до полового созревания, которое наступает в 15-16 лет.
Декан факультета «Биоинженерия и ветеринарная медицина» ДГТУ Алексей Ермаков обратил внимание на слово «изнасилование» в отношении слонихи. “Об изнасиловании в мире животных нельзя говорить, потому что это чисто человеческое понятие: невозможно изнасиловать животное, если оно не готово к случке», — пояснил эксперт корреспонденту RostovGazeta. Кроме того, он поинтересовался, если специалисты считают, что было изнасилование, то как они могли это допустить.
Отлучение от семьи
По словам профессора Алексея Ермакова, маленький слон зависим от матери до пяти лет. «В ситуации неопределенности слоненок всегда смотрит, что делает мать, и реагирует так же, как она. И на кого теперь будет смотреть Эколь, непонятно. Она должна жить в мире слонов, а не в мире людей», — отметил эксперт.
Он провел аналогию с человеческой семьей: ребенка забирают у родителей и отдают на воспитание в семью животных. При этом говорят, что это нормально. «То же самое сейчас происходит с Эколь. Слоненка из мира слонов передают в мир людей, к которому он не очень хорошо адаптирован, и говорят: «Ничего страшного, он будет тут прыгать», — добавил собеседник.
Алексей Ермаков рассказал, что Эколь уже нанесена психическая травма. «Когда люди кричат „Эй“, и слониха пугается, то это значит, что она находится в стрессовом состоянии», — сообщил он. (Ранее директор московского цирка Эдгард Запашный рассказал, что слоненок реагирует на случайные восклицания людей).
По словам специалиста, Европейская ассоциация специалистов по слонам считает, что слоненок становится взрослым где-то к 14 годам. «Но во всех европейских рекомендациях написано, что одного молодого слона не отдают, их перевозят только в составе материнской группы. Если слоненка передают из одного зоопарка в другой, то его передают как минимум с матерью. Слоны образуют очень крепкие связи на всю жизнь, поэтому их нельзя разлучать», — сообщил он. Профессор отметил, что все международные исследования ученых говорят о том, что отлучение дочери от материнского общества (включает не только мать, но бабушек и теток) недопустимо.
При этом профессор отметил, что самцы слонов ведут себя по-другому. «Иногда они прибиваются к группе, где есть матриарх и подчиненные самки, и живут какое-то время с ними. Иногда самцы ходят вообще отдельно, и только на время случного периода поселяются вместе с самками», — рассказал собеседник.Тем не менее, по словам Алексея Ермакова, даже маленького самца нельзя отлучать от матери раньше пяти лет. «Но это самый ранний, крайний срок», — добавил он.
Квартирный вопрос
Директор ростовского зоопарка Александр Жадобин рассказал журналистам, что содержать Эколь в учреждении не было возможности.
По его словам, слона можно было бы отправить в зоопарк Казани, но там принимали африканских слонов, а не азиатских. «Была связь с зоопарком Алма-Аты, но у них возрастные животные, они ищут близких по возрасту. В городе Гродно Беларуси почти достроили слоновник. Но мы в этот зоопарк в течение трех месяцев пытаемся передать трех красных мартышек, к сожалению, не получается. Там очень большие проблемы с финансированием, а содержание слона — это огромные деньги», — сообщил он.
Жадобин сообщил, что Эколь нельзя было отправить ни в один зоопарк. При этом в учреждение регулярно обращались цирки. Первое предложение поступило, когда слоненку было полгода, тогда она осталась в зоопарке из-за маленького возраста. Позже о желании забрать животное сообщили в цирке Запашных, куда в итоге и передали Эколь.
Однако эксперты говорят, что далеко не всегда из семьи забирают слоненка, чаще речь идет об отце семейства. Декан факультета «Биоинженерия и ветеринарная медицина» ДГТУ сообщил, что в случае агрессии самца его обычно ограждают от самок или передают в другие зоопарки. «В момент течки, когда слониха, даже молодая, может забеременеть, не нужно давать ей гулять с самцом. Это нормально, во всех зоопарках мира так делают. В ростовском зоопарке достаточно хороший слоновник, рассчитанный, я подчеркиваю, на четырех слонов. Там есть все условия, чтобы раздельным выгулом содержать слоних и слона отдельно. У самца есть отдельный выход, независимо от группы самок, отдельное место. То есть просто за счет грамотного открывания тех или иных ворот и калиток можно было не допускать контакта», — пояснил собеседник.
Другой вариант развития событий — передача отца Эколь. «Если Ростовский зоопарк не хотел заниматься тем, чтобы выгуливать отдельно слониху и слона, то можно было просто передать слона, и оставить группу самок жить в зоопарке без причинения психологических травм», — считает собеседник.
Профессор отметил, что если ростовский зоопарк решил передать слоненка из зоопарка в цирк, и не было возможности отказаться от этой идеи, то это можно было сделать гораздо позже. «Хотя, на мой взгляд, всегда можно расторгнуть договор. Я и сейчас не вижу никаких проблем, чтобы это сделать, кроме политической воли. Просто ситуация всех устраивает: и ростовский зоопарк, и цирк», — заключил собеседник.
Электрошокеры и эвтаназия: почему активисты против цирка
В конце июля активисты опубликовали на сайте зоозащитной организации «Вита» обращение на имя президента страны, чтобы вернуть Эколь матери. Там сказано, что отсутствие контакта с представителями вида слоненка может пагубно сказаться на ее психическом здоровье. «И когда она больше не сможет выступать в цирке, может возникнуть такая ситуация, что её будет нельзя вернуть в зоопарк к другим слонам, так как она не будет социализирована среди представителей своего вида. Животное придется подвергнуть эвтаназии», — отмечается в тексте.
Кроме этого, в обращении ставят под сомнение возможность животного размножаться в таких условиях. «Передача Эколь, являющейся азиатским слоном, вид которого занесен в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов в статусе вымирающего, не способствует сохранению этого вида животных. Более того, в цирке с большей долей вероятности данный вид размножаться не будет. Животное не сможет продолжить свой род», — считают активисты.
Общественники ссылаются на главу 7.6 «Руководства по поддержанию благополучия зоопарковских животных. Слоны», подготовленного представителями зоопарков BIAZA (Ассоциации зоопарков и аквариумов Британии и Ирландии). «Там говорится о хроническом физиологическом и поведенческом стрессе, связанном с интенсивными тренировками и со «стремлением обучить слонов менее естественным для них позам, например, стойке на голове. По этой причине слонов не следует обучать таким «номерам», как стойка на голове или на задних ногах. Целесообразность более интенсивной дрессировки должна быть оправдана очевидной пользой, которую она приносит с точки зрения благополучия животных», — сказано в тексте. Активисты отмечают, что Эколь отдали в цирк как раз для того, чтобы обучить ее неестественным трюкам, что вызовет у животного стресс.
«Причем необходимо обратить внимание на то, что гуманной дрессуры не бывает априори, что подтверждается многочисленными расследованиями, признаниями ветврачей и бывших дрессировщиков. Слонов дрессируют с помощью багров, крюков, электрошокеров и прочих изуверских приспособлений, приносящих животным длительные страдания. Так, сердце слонихи Мстислава Запашного, согласно заявлению ветврача, проводившего после ее смерти вскрытие, было сплошь испещрено микроинфарктами», — заявляют активисты.
Бегущий в цирке
В среду телевизионный журналист, автор и ведущий телепрограмм о животных Тимофей Баженов сообщил, что любой трюк, который делает зверь на манеже, он выполняет в качестве благодарности человеку за хорошее отношение. «И никогда не из страха», — добавил спикер.
Директор Большого Московского госцирка Эдгард Запашный отметил, что не понимает заявлений об использовании электрошокеров и других травмирующих методах дрессировки. «Знаете, почему? Потому что это животное весит больше тонны. И если она чего-то испугается, куда-то рванет, то ее физически не удержать. А как только ты ей причиняешь боль — она из этого места уйдет. И дальше ее на бульдозерах тащить? Как это делать в условиях цирка, я не понимаю. Я просто как дрессировщик не понимаю, как можно причинять боль этому огромному животному и ждать от него каких-то результатов», — пояснил спикер.
Он рассказал, что в Большом Московском цирке установлено больше 300 камер, в которые смотрят порядка 20 человек, в том числе охрана и ветеринары. «И если бы это все существовало, то мы бы с вами получали ролики о жестоком обращении каждый день. Что, трудно охраннику, которого я лично не знаю, снять как Запашный избивает слона, и на этом бабки заработать?», — добавил он.
Запашный сообщил, что в СМИ крутят одни и те же ролики о жестоком обращении с животными в цирке. Видео с избиением мартышки, которое до сих пор показывают по ТВ, было снято 12 лет назад. А новые ролики, по его словам, в Сети не появляются.
«Хочу вам напомнить, что зоозащитная организация „Вита“ проиграла нам с братом четыре суда. Мы на них подавали в суд четыре раза, они проигрывали четыре раза, и объявляли себя банкротами четыре раза, чтобы не платить ни копейки. Они нас ненавидят за то, что мы с братом указываем, что они занимаются беспределом. Прижимаем к стенке и вызываем их ненависть, поэтому про слонов из Мьянмы ни слова, а про Запашных — с большим удовольствием», — заключил директор цирка. (Запашный рассказал, что полтора года назад в Россию из Мьянмы привезли трех слонов, которые были младше Эколь, но активисты не обратили внимания на этот случай. Одна из активисток в разговоре с корреспондентом RostovGazeta сообщила, что слонов перевозили и селили в группе, поэтому протестов и не было).
Где слонам жить хорошо
Доцент кафедры зоологии ЮФУ, кандидат биологических наук Алексей Тихонов отметил, что все зависит от ресурсов и возможностей учреждения. «Слона не просто содержать, ему недостаточно просто вольера, как для более мелких животных. К тому же, животные в период размножения становятся достаточно агрессивными. Поэтому вполне возможно, что у нашего зоопарка нет возможности расселить слонов», — считает он.
Эксперт привел в пример случай с одной слонихой. «В зоопарке слониха дотянулась до керхера из мойки, поиграла с ним. От керхера осталась гора обломков. И это она просто игралась, а если животное целенаправленно хочет что-то сломать или напасть, то это очень серьезно. Это животное, действительно, очень сильное, и может быть опасным», — сообщил собеседник.
Он добавил, что отцы могут быть опасны для своих дочек. «Тут нужно понимать, что в природе — открытая территория. Если слон проявляет агрессию, то слониха с дочкой может просто отойти на время, спрятаться. Соответственно, в клетке таких возможностей нет», — сообщил биолог.
Что касается разлучения слоненка с матерью, то Тихонов отметил, что животные достаточно быстро становятся самостоятельными. «Это у людей такой длительный период воспитания. У нас в зоопарке работают хорошие специалисты, и я думаю, что наверняка был выбран тот возраст, когда это безопасно», — добавил биолог.
По его словам, в цирке не нужен слон с нестабильным поведением. «Слон должен быть адекватным, подчиняться дрессуре, причем желательно как можно более щадящей — сейчас это так делается. Поэтому травмировать слоненка слишком ранней передачей никто бы не стал», — уверен собеседник.
Биолог рассказал, что универсального ответа на то, где слонам лучше, не существует. «Бывают зоопарки хуже концлагеря. Трогательные из этой серии — это способ медленно и мучительно убить животное. Ростовский зоопарк же делает многое, чтобы улучшить качество жизни животных», — считает Тихонов.
Он отметил, что существуют и плохие цирки. «Особенно передвижные „Шапито“ — это тихий ужас. У Запашных известный цирк, и я не думаю, что там к животным плохо относятся. Цирк такого уровня должен проходить все процедуры лицензирования и соблюдать закон, чтобы не допускать жестокого обращения с животными. Это вот всякие полулегальные цирки, которые непонятными путями взяли животных, могут нарушать. Там и смертность животных высокая», — сообщил он.