Posted 15 мая 2019, 15:18
Published 15 мая 2019, 15:18
Modified 17 сентября 2022, 16:03
Updated 17 сентября 2022, 16:03
Почему предприятие осталось на прежнем месте ремонтировать двигатели и детали, а не воздушные суда, разбиралась RostovGazeta.
Большая часть завода, 81%, принадлежит «Праймери Дон», которым владеет «Агроком холдинг» Ивана Саввиди (фактически в бенефициарах указана Киряки Саввиди).
Стоимость чистых активов РЗГА на 3 апреля 2018 составила 351,8 миллиона рублей. Финансовых данных за последний год в открытом доступе нет, но известно, что в 2017 году чистый убыток завода приблизился к отметке в 40 миллионов рублей. В то время, как годом ранее предприятие заработало 35,8 миллиона.
«Ростовский завод гражданской авиации» появился в 1955 году, когда самолеты стали активно использовать в сельском хозяйстве. С момента основания завод базировался на взлетно-посадочной полосе ростовского аэропорта.
Сначала на предприятии ремонтировали новый самолет Ан-2, на «Кукурузнике» перевозили пассажиров и грузы, делали аэрофотосъемку, обрабатывали посевы ядохимикатами и удобрениями, боролись с лесными пожарами. С 1955 года РЗГА расширял список самолетов и двигателей, которые может ремонтировать.
В последние годы предприятие работало с самолетами Ан-26, Ту-134 по государственным контрактам. На сайте РЗГА сказано, что его основными заказчиками являются министерство обороны РФ, управление авиации ФСБ, Федеральная служба войск национальной гвардии РФ, авиация МЧС РФ и авиакомпании гражданской авиации.
Как новый аэропорт помешал заводу
В 2017 году работа завода оказалась под угрозой. За чертой города к ЧМ-2018 открыли новый аэропорт, все рейсы с действующей воздушной гавани перевели туда 7 декабря. Взлетно-посадочную полосу, на которой базировалось учреждение, должны были закрыть, в дальнейшем — застроить.
Тогда как-то удалось утрясти дела с контрактами. Их завод продолжал брать, несмотря на то, что о закрытии полосы уже была известно (на предприятии это объясняли тем, что заявки были поданы заранее, еще до плохих вестей).
Тогда в дело вступили представители власти. «Чтобы не допустить срывов сроков государственного оборонного заказа из-за закрытия воздушно-посадочной полосы, правительство Ростовской провело ряд переговоров с ГК „Ренова“ и Управлением авиации ФСБ России», — сообщается в ответе регионального министерства промышленности на запрос RostovGazeta. Отмечается, что переговоры прошли удачно: правительству удалось добиться того, чтобы испытательные полеты проводили на этих воздушно-посадочных полосах. «В декабре 2018 года РЗГА № 412 завершил ремонт воздушных судов в рамках государственных контрактов», — сказано в документе.
Перенести завод нельзя, уволить сотни сотрудников
Разговоры о переносе завода на базу нового аэропорта велись с 2017 года. В частности, губернатор области Василий Голубев предлагал организовать на базе предприятия ремонт самолетов Sukhoi Superjet 100, которые использует основной авиаперевозчик Платова.
«Собственнику завода, группе „Агроком“, неоднократно предлагалось перенести производственные мощности на новую площадку», — отмечается в ответе Минпрома. Сообщается, что в качестве приоритетных вариантов рассматривались территория создаваемого вертолетного кластера в Батайске и земельный участок вблизи Платова. «Однако руководство предприятия не предприняло конкретных шагов в части формирования проекта переноса производства», — сказано в документе.
В мае 2018 года завод сообщил о планируемом сокращении порядка 400 сотрудников, потому что полностью закрыл ремонт самолетов. На предприятии осталось около 200 работников.
«В настоящее время РЗГА № 412 работает в штатном режиме — осуществляет ремонт авиационных двигателей, агрегатов, восстановительный ремонт самолетов на базе заказчиков. Прорабатываются вопросы освоения ремонта комплектующих изделий для современных типов воздушных средств», — сообщили в пресс-службе «Агрокома» в ответ на запрос. То есть предприятие предпочло сократить спектр работ, но не перенести мощности.
Причины, по которым было принято такое решение, неизвестны. Однако гендиректор компании «Агроком» Сергей Сапотницкий заявлял, что из старого аэропорта города Ростова-на-Дону в Платов было перемещено имущество по заниженной стоимости без должных согласований. Он также отмечал, что это заявление не связано с конфликтом завода и аэропорта.
Платов не подходит
Сейчас в Платове не базируются и другие компании, ремонтирующие самолеты. Но только база с линейной станцией, определенным количеством техников, инструментов может обеспечивать плановое обслуживание самолетов. Такая точка должна быть сертифицирована авиационными властями.
«В авиации все должно быть точно и слажено. Например, каждый ключ пронумерован и положен в определенное место. Если после ремонта ключа нет на месте, то самолет не взлетит», — рассказал корреспонденту RostovGazeta бывший авиационный инженер, который пожелал остаться анонимным. Как пояснил специалист, при потере инструмента есть вероятность того, что он остался внутри самолета, что может привести к катастрофе.
Согласно прогнозу Boeing, размещенному на сайте компании, количество авиаперевозок по всему миру будет расти. «Значительный парк воздушных судов обеспечивает устойчивый и растущий спрос на авиационные сервисы. В том числе на производство и логистику комплектующих, техническое обслуживание и ремонт, инжиниринг, модификации воздушных судов, обеспечение операционной деятельности авиакомпаний», — считают специалисты компании. Как прогнозирует Boeing, в ближайшие 20 лет рынок коммерческих сервисов будет оцениваться в 8,8 триллионов долларов, а темпы его ежегодного роста составят 4,4%.
В этом ремонтном пире для РЗГА № 412 останется небольшое место: без доступа к полосе завод сможет заниматься у себя только двигателями и запчастями. Последний самолет был выпущен 10 октября 2018 года и брать другие пока не планируется.