Posted 24 мая 2019, 18:29

Published 24 мая 2019, 18:29

Modified 11 сентября 2022, 15:11

Updated 11 сентября 2022, 15:11

Хай от обиды на несправедливость: как строят храмы при несогласии ростовчан

24 мая 2019, 18:29
В мае в Екатеринбурге прошли протесты против строительства храмов в парке. В Ростове тоже было несколько подобных скандалов из-за строек в сквере «Электроаппарат», парке “Собино” и других. RostovGazeta разбиралась, как в городе обстоят дела с застройкой сейчас.

Церкви в парках

Общественница “Городского патруля” Елена Хатламаджиян рассказала, что в Ростове в 2018 были изменены правила землепользования и застройки в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ. “Есть перечень того, что допускается строить в рекреации. И культовых учреждений там нет”, - пояснила активистка. По ее словам, приказ носит федеральный характер и приписывает привести законодательство в соответствие до 2020 года.

“Но наша прокуратура дала раньше представление об изменении законодательства, в 2018 году. Она ускорила процесс. Нам повезло, скажем так”, - считает Хатламаджиян.

Собино

По ее словам, церковь в парке Собино успела проскочить до изменения законов в городе. “Там уже стояло временное сооружение. Это самая большая ошибка, нельзя их допускать. Суд проигран, в “Собино” будет храм”, - пояснила собеседница.

Пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский сообщил, что под храм выделили окраину “Собино”, которая уже более десяти лет не числится за ним. “Земельный участок по адресу переулок Чухновский, 15а, был внесен в 2007 году в единый государственный кадастр недвижимости с видом разрешенного использования – «Гараж, мастерская, котельная». То есть с 2007 года данный участок уже не являлся парковой зоной. Но почему-то некоторые персонажи в интернете упорно обманывают жителей, и говорят, что это парк”, - рассказал он. По словам Петровского, на этом месте раньше были теплицы, которые разгромили, потом его отдали бизнесмену, планирующему открыть мастерскую. “Если бы там ремонтировали машины, то никто бы ничего не сказал, а когда отдали это место православной общине, то хай начался”, - добавил собеседник. Он сообщил, что православная община с этого куска земли вывезла 12 камазов бытового мусора и еще три года приводила его в порядок. “Железобетонные сваи и обросшая кустарником арматура остались от предыдущего хозяина участка, а мусор и грязь сюда стихийно стали выносить их близлежащих домов. Фактически этот клочок земли превратился в несанкционированную свалку”, - отметил Петровский. Он рассказал, что теперь там посеяна трава, разбиты цветочные клумбы, высажены молодые деревья. “А рядом стоит парк, раздолбанный и никому не нужный, и лишь приходской кусочек земли – единственное ухоженное место. Может быть, поэтому он и вызвал такие аппетиты у некоторых людей. Прихожан начали травить сначала в Интернете, потом сожгли их храм, потом разгромили детскую школу, а потом пришли с предложением убраться и отдать территорию под какие-то иные цели”, - заключил пресс-секретарь.

Председатель Общества по охране памятников в Ростовской области Александр Кожин рассказал, что эта территория бывшего кладбища и хоздвора. “Раньше там была железная дорога, для нее нужен был хоздвор. Но он был на территории парка”, - пояснил Кожин.

Электроаппарат

Общественница “Городского патруля” Елена Хатламаджиян рассказала, что в парке “Электроаппарат” нельзя строить церковь. “К тому моменту, когда сдали землю в аренду, уже было представление прокуратуры. И когда люди пришли к губернатору по парку Чуковского (там тоже должна быть церковь), он сказал, что если есть представление прокуратуры, то храма быть не должно”, - пояснила активистка. По ее словам, в случае необходимости прекращения работ можно добиться через суд. “Там отмежевали участок и пытаются что-то строить, но это запрещено”, - добавила она.

Петровский сообщил, что работы на этом участке идут. “Мы там строим храм Петра и Павла, никакие законодательные нормы не нарушены. Никаких предписаний от прокуратуры этим людям не было”, - пояснил он. По его словам, православный приход там был учрежден еще пять лет назад назад по просьбе местных жителей. “В январе 2017 года был заключен договор безвозмездного пользования участком для строительства храма”, - отметил Петровский.

Как церковь заманивает детей военными

По данным пресс-секретаря главы Донской митрополии Игоря Петровского, сейчас в Ростове 57 храмов. “Мы занимаем одно из самых последних мест по числу церквей на душу населения в стране среди миллионников”, - отметил он. Петровский это связывает не в последнюю очередь с особой коммунизацией города в Советский период, так как “Ростов всегда был городом вольных людей”. “Большевики понимали, что последняя сила, на которой держатся ненавистные им традиции – это церковь, духовная жизнь населения, поэтому борьба с церквями проходила очень жестокая. Были разрушены десяти храмов для того, чтобы сломать хребет своенравному народу Дона”, - пояснил пресс-секретарь.

По его словам, церквей старого образца осталось очень мало, а тех новых храмов, которые построили общины, категорически не хватает. “Те 57 храмов, которые сейчас действуют, неадекватны запросу, который есть. Когда открывается храм, он мгновенно заполняется новыми людьми”, - рассказал Петровский. По его словам, среди священников были дискуссии о том, что если недалеко от первого храма откроют второй не опустеет ли наполовину первый. “И поразительно, что за восемь лет мы не видели ни одного такого случая. Допустим, храм Свято-Троицкий на Международной улице и рядом на поле строится еще один, иконы Божией Матери "Державная". Там пока только вагончик, где люди молятся, но и он уже переполнен, там своя полноценная община”, - сообщил Петровский.

Он это обосновал тем, что все храмы ведут активную социальную и просветительскую деятельность и притягивают этим людей. “У нас при приходах работает такое количество кружков и клубов, которые могут сравниться с домами пионеров в советское время. В храме на 339-стрелковой дивизии, например, есть курсы бисероплетения, золотошвейные кружки. Постоянно благодаря настоятелю храма приезжают военные спецы, проводят показательные выступления для приходского военно-патриотического клуба. У мальчишек и девчонок розовые сопли от радости летят. Вы бы это видели”, - рассказал Петровский.

Пресс-секретарь отметил, что нет точных данных о том, сколько людей ходит в церковь регулярно, а не только по праздникам. “Но когда я хожу в храмы по воскресным дням, то они переполнены людьми. На Братском кладбище люди стоят на улице, на Левенцовске – тоже. В храме на Капустина не протолкнуться, а в храме всех святых на Белоруской выносят колонки, чтобы служба слышна было тем, кто не попал внутрь”, - сообщил Петровский.

Корреспондентка RostovGazeta побывала в нескольких храмах. В обычный будний день в церкви имени Дмитрия Ростовского было два человека, в храме Казанской иконы Божией Матери - три. Председатель Общества по охране памятников в Ростовской области Александр Кожин рассказал, что немногие жители ходят в церкви. “Согласно данным открытых источников, в целом по России порядка 3% населения регулярно ходит в храмы не только на Пасху, Рождество и Яблочный спас. У нас этот процент еще ниже, чем в центральных областях, то есть совсем немного”, - добавил он.

Сколько храмов построили

По данным Петровского, в 2011 году в Ростове было 30 храмов, за последние восемь лет появилось 27 новых приходов. “В Ростове нет заброшенных церквей. Все старинные храмы, которые представляли собой культурное наследие, были восстановлены прихожанами: на улице Портовой храм Серафима Саровского, Вознесенский храм на Братском кладбище (там были одни стены с выбитыми стеклами. Большевики его, скорее всего, не уничтожили, потому что не хотели бороться с покойниками), Иверский монастырь на Северном, Преполовенский храм на Всесоюзной, Сретенский в Александровке и конечно же Кафедральный собор. Все эти памятники были спасены, реставрированы или восставлены православными общинами, городскими приходами. У нас приходы охраняют памятники культуры лучше и эффективнее, чем некоторые общественные организации, которые способны только галдеть и пиариться”, - отметил секретарь.

Он рассказал, по какому принципу выбирается место для строительства новой церкви. “Сначала образуется на территории актив, состоящий из местных жителей. Они собираются по признаку принадлежности к православной вере и обращаются к епархиальному руководству с просьбой зарегистрировать их как православную общину, приход”, - сообщил он. Потом, по словам пресс-секретаря, им дается благословение правящего архиерея. “Затем община обращается к администрации конкретного района города, департамент архитектуры и градостроительства Ростова-на-Дону определяет оптимальное место для размещения будущего храма”, - отметил Петровский. Собеседник добавил, что, как правило, разрабатывается план необходимых мероприятий, дорожная карта, которая позволяет сформировать необходимый земельный участок. “Если размещение планируется около многоквартирных домов, то обязательно проводится общественное слушание. После того, как эти процедуры пройдены, документы поданы, землю сдают в аренду и начинается строительство самого храма”, - заключил Петровский.

Он пояснил, что все храмы строятся на средства прихожан: кто-то из них жертвует 100 рублей, а кто-то - 100 тысяч рублей. “К Кафедральному собору, который мы восстанавливаем шесть лет сейчас подключились и власти, выделили 176 миллионов для завершения реставрации этого памятника архитектуры. До этого всем миром был собран почти миллиард рублей”, - отметил собеседник.

По его словам, нередко на храмы выделяли землю, на которой находились свалки или запущенные пустыри. Он заверил, что православные очищают и облагораживают такие участки. “Пример со Свято-Троицким храмом на Международной. Там раньше была помойка, огромными самосвалами первые прихожане вывозили оттуда мусор. Или на месте храма Умиления на Сельмаше было полусвалочное место, сейчас там посажены деревья и травка, поставлена горка”, - сообщил Петровский.

На место

Петровский отметил, что если нет религиозного объекта, остался только фундамент, тогда законодательство не предполагает его возвращение религиозной организации. “И это логично - мало ли что под этой землей лежало, какие кирпичи. Вот в случае с театрам кукол, согласно всем строительным документам и схемам 59-го и 64-го годов, там остался храм. Его никто не разрушал, нынешнее здание театра кукол полностью состоит из этого храма: там до сих пор видны храмовые колонны, стены, пилястры, алтарная часть, пол. И на этом основании это здание перешло в собственность Русской Православной Церкви”, - сообщил пресс-секретарь. По его словам, там по-прежнему располагается театр, потому что нового здания для него нет. “Власти должны озаботиться строительством нового здания, где будут подъездные пути, организованы парковки, налажено хорошее отопления. Митрополит с самого начала заявил, что пока нового здания для театра нет, мы никого на улицу никого не выгоняем”, - заключил собеседник.

Также епархия вернула училище на Московской. “Там было раньше здание, связанное с православной общиной. Оно было в чудовищном состоянии, от училища ничего не осталось. Его раздербанили, и в этих депрессивных кабинетах со скрипучими дверями, провалившимися полами и черными окнами стригли бабло арендаторы и субарендаторы, совершенно не поддерживая этот памятник в достойном состоянии”, - рассказал Петровский. По словам представителя церкви, его пытаются вернуть к жизни не первый год: поменяли межэтажное перекрытие и провели внутренние работы.

Кожин отметил, что в здании училища был сделан ремонт, и оно никакого отношения к церкви не имеет. “Если брать ситуацию шире, то в период правления Сергея Горбаня по городу передали 26 кусков земли для строительства храмов”, - рассказал он. По его словам, на каких-то из них уже появились ограды, времянки, начали что-то строить.

“Когда церковь просит отдать то, что ей когда-то принадлежало (там был дом священника или церковно-приходская школа), давайте посчитаем, сколько было отдано земли, которая никогда не имела отношения к православию. “В конце 80-х годов была эйфория, к религии появился повышенный интерес. Тогда многое отдавали под церкви, например, летние кинотеатры. Такой храм мы видим в парке 8 марта, во 2-м поселке Орджоникидзе, на Чкаловском”, - заключил Кожин.

Потом начали отдавать участки, на которых были храмы, как в Кировском сквере, отметил эксперт. “Там произошел скандал, потому что священник хотел оградить храм и еще построить себе дом священника отдельно. Тогда администрация области заняла четкую и резкую позицию. И никакой ограды там не появилось, и никакого дома священника тоже. Более того, настоятелем стал другой священник”, - рассказал Кожин.

Эксперт считает, что горожане и в Екатеринбурге, и в других городах переживают чувство обиды на несправедливость. “Понятно, что город должен развиваться, должен строиться. Но за счет ветхого жилья, которое нужно убрать, компенсировав стоимость тем, кто там жил. А такое жилье остается, мы это видим и по Станиславского, и по другим улочкам. Вместо этого застраиваются земли общего пользования: скверы, парки, набережные”, - заключил Кожин.

Подпишитесь