Posted 24 июля 2018, 07:02
Published 24 июля 2018, 07:02
Modified 17 сентября 2022, 15:16
Updated 17 сентября 2022, 15:16
Ростову-на-Дону, где прошло четыре игры группового этапа, а также один матч 1/8 чемпионата между Бельгией и Японией (3:2), мундиаль принес гораздо больше, чем просто приезд иностранных болельщиков. В городе был построен новый стадион "Ростов-Арена", появилась еще одна набережная на левом берегу реки Дон, городской автопарк пополнился новым транспортом, были реконструированы дороги. Для бизнеса подготовка к чемпионату означала возможность получения государственных контрактов.
В общей сложности, согласно официальной информации, на подготовку и проведение чемпионата мира по футболу из бюджета страны было выделено свыше 678 миллиардов рублей. Впрочем, РБК оценило расходы на чемпионат в 883 миллиарда рублей, а аналитики McKinsey и вовсе подсчитали, что на подготовку к ЧМ-2018 было потрачено 1,2 триллиона рублей. Это делает российский мундиаль самым дорогим в истории мирового футбола.
Для сравнения, по итогам анализа Счетной палаты РФ, Олимпийские игры в Сочи обошлись России в 325 миллиардов рублей. Учитывая, что подготовка к мундиалю длилась не один год, подсчитать, сколько было проведено торгов и распределено государственных контрактов не представляется возможным, тем более, что информация о них зачастую недоступна простым смертным. Все же попробуем рассмотреть некоторые из них.
По официальным данным, общие расходы на подготовку к мундиалю в Ростовской области составили 81,1 миллиарда рублей, из которых 28 миллиардов было выделено из федерального бюджета, 20,3 миллиарда — из областной казны, 26,9 миллиарда — из внебюджетных источников и 5,5 миллиарда — из местных бюджетов.
"Ростов-Арена" в руках "короля госзаказов"
Строительство стадиона "Ростов-Арена" на 45 тысяч зрительских мест в левобережной зоне по праву считается главным проектом, реализованным в южной столице к ЧМ-2018. Контракт стоимостью 18,34 миллиарда рублей на выполнение строительно-монтажных работ на объекте получило подмосковное АО "Крокус Интернэшнл". Компания принадлежит владельцу Crocus Group Аразу Агаларову, занимающему 54 место в списке богатейших российских бизнесменов по версии журнала Forbes. Состояние Агаларова оценивается в 1,8 миллиарда долларов. Примечательно, в интервью СМИ бизнесмен признался, что ему приходилось кредитовать строительство стадионов и других объектов по господрядам, используя ресурсы основного бизнеса — сдачи недвижимости в аренду.
Впрочем, московский бизнесмен в убытке явно не останется. Известно, что после окончания мундиаля планируется и дальше развивать левобережную зону, в частности рассматриваются несколько концепций жилой застройки, реализацией которых может заниматься компания Агаларова.
Интересно, что 2016 году тот же Forbes включил Агаларова в рейтинг "королей госзаказа" (69,3 миллиарда на госзаказе). Кроме подряда на строительство "Ростов-Арены", Агаларов также получил контракт на возведение стадиона "Калининград". Если вспомнить, что в 2012 году олигарх выступал с предложением ввести "пожизненный президентский срок", можно предполагать, что на успешности его бизнеса положительно сказываются личные политические предпочтения. В прессе Агаларов упоминается как "человек Кремля".
Но если взглянуть на эту ситуацию с другой стороны, строительство таких серьезных объектов как стадионы, неспроста было отдано федералам. Если даже у бизнес-монстров возникли проблемы при реализации проектов (вспомним забастовки строителей "Ростов-Арены" из-за задержек выплат), то что говорить о местных компаниях, которые не обладают достаточными ресурсами для выполнения таких крупных госзаказов. Другое дело, что аналитики высказывали предположения о значительном завышении цены стадиона.
А после того, как чемпионат отгремел и зарубежные болельщики покинули Россию, министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области обратилось в суд с требованием взыскать 119,4 миллиона рублей с компании "Крокус Интернэшнл". Данная сумма является неустойкой за срыв сроков выполнения необходимых работ. Первое заседание по делу назначено на 6 августа.
Ранее Минстрой Ростовской области и компания Агаларова уже судились из-за сроков завершения работ на указанных выше участках. По контракту "Крокус" должен был завершить работы в декабре 2017 года, но, по независящим от них причинам, это сделать не успел. Подрядчик подал иск о продлении сроков до апреля 2018 года. Однако Арбитражный суд Ростовской области отказал "Крокус Интернэшнл" в удовлетворении требований. Это позволило Минстрою потребовать с подрядчика неустойку, как того требует законодательство.
В целом, сказать, сколько конкретно Агаларов заработал на "Ростов-Арене" сложно, так как данные по субподрядчикам являются закрытой информацией.
Пять китов подготовки к ЧМ
Кроме стадионов, в бюджет подготовки к мундиалю попали проекты по благоустройству, ремонт дорог, питание и транспортное обслуживание охраняющих соревнования полицейских, фестивали и другие мероприятия в честь ЧМ.
Так, в рамках подготовки к российскому мундиалю еще в 2011 году была создана АНО "Оргкомитет "Россия-2018", которая была наделена функциями планирования, финансового обеспечения и контроля за использованием средств. Согласно данным системы СПАРК, учредителями АНО стали Российский футбольный союз и Минспорта РФ. Позже "Оргкомитет "Россия-2018" учредил еще три некоммерческие автономные организации — "Арена-2018", "Оргкомитет-2018" и "Транспортная дирекция-2018". В 2014 году Минспорт РФ учредил еще одну компанию — АНО "Центр планирования и мониторинга программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу". Все эти пять НКО освоили из федеральной казны 6,56 миллиарда рублей, госконтракты были получены ими как единственными поставщиками, но как были потрачены эти деньги пока неизвестно.
Ростовский кусок пирога
Местный бизнес также не остался в стороне. Например, благоустройством парка "Левобережный", который был торжественно открыт 1 мая 2018 вблизи стадиона "Ростов-Арена", занималась ростовская фирма ООО "Южная строительная компания". Стоимость работ, согласно данным портала госзакупок, превысила 677 миллионов рублей.
Компания, которую согласно информации в системе СПАРК, возглавляет Алексей Ильченко, ранее имела отношение к ряду крупных проектов в Ростове. В частности, в 2016 году ЮСК выиграла конкурс на 723 миллиона рублей на проведение реконструкции гребного канала "Дон". Кроме того, ЮСК выполняла реставрацию фасадов объекта культурного наследия (памятника истории и культуры "Дума городская, 1899 г. Архитектор А. Н. Померанцев"). Стоимость работ составила 142,1 миллиона рублей. В 2017 году компания выполнила капитальный ремонт архитектурно-скульптурного комплекса "Львы" с фонтаном в центре Ростова-на-Дону.
Логично, что власти решили не рисковать, поэтому и выбрали для масштабного проекта ту компанию, которая уже ранее проявила себя как надежный подрядчик. Нельзя также не упомянуть реконструкцию Казанской лестницы, расположенной в переулке Газетном. Контракт на сумму 44,6 миллиона рублей был заключен с таганрогской компанией "Югстройпроект".
Заработать на подготовке к мундиалю смогли и небольшие ростовские компании. Так, за 5,3 миллиона рублей на южном въезде в Ростов местной строительной компанией "СТ" был отремонтирован памятный знак "Город воинской славы" на территории мемориала "Тачанка". Еще 7,2 миллиона рублей Управление благоустройства Кировского района Ростова потратило на приведение в порядок территории, прилегающей к мемориалу. Работы выполнил ростовский подрядчик "Южный стиль".
В общей сложности на облагораживание территории и реконструкцию 11 основных объектов с 2014 года потрачено — 2,7 миллиарда рублей. Интересно, что большинство крупных контрактов компании получали, как единственные поставщики.
ЧМ прошел, дороги остались
По оценкам международного агентства Moody&s, ЧМ не принесет нашей стране весомый вклад в более обширный экономический рост. Тем не менее в агентстве отметили, что в городах-хозяевах ЧМ улучшилась транспортная и коммунальная инфраструктура, которая обеспечит "дополнительные налоговые поступления" и уменьшит "будущие капитальные затраты".
По сути, ремонт дорог к мундиалю стал еще одним крупным источником заработка компаний. Только в 2018 году на ремонт дорог в Ростове-на-Дону было выделено 900 миллионов рублей в рамках приоритетного федерального проекта "Безопасные и качественные дороги". Проведение работ было запланировано в два этапа - в первую очередь, до начала футбольного первенства планеты были отремонтированы улицы, задействованные в передвижении транспорта по маршрутам FIFA. Остальными объектами займутся в ближайшее время.
В 2017 году на ремонт улицы Большой Садовой выделили 148 миллионов рублей. Подрядчик ООО "СК РОСЛАНД", с которым был заключен контракт, должен был уложить тротуарное покрытие, новый асфальт на проезжей части, нанести дорожную разметку и установить бордюры. Работы начались летом 2017 года. Однако из-за многочисленных жалоб ростовчан на качество ремонта (в социальных сетях появилось множество фотографий треснувших и поломанных плиток) подрядчика обязали устранить нарушения за свой счет. До этого компания не получала столь масштабных заказов. Только в 2016 году "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры" доверила этой фирме ремонт тротуара по улице Социалистической в Ростове. Стоимость контракта составила девять миллионов рублей.
Также в текущем году были завершены работы первого этапа реконструкции трассы А-135 "Подъездная автодорога к Ростову-на-Дону" от М-4 "Дон". Дорогу расширили до 6-8 полос, была реконструирована транспортная развязка, рабочие полностью разобрали 4-полосный пойменный мост, а вместо него возвели новый 6-полосный. Стоимость работ составила 2,906 миллиарда рублей, источник финансирования — федеральный бюджет. Генподрядчиком выступило ООО "РостовАвтоДорСтрой".
При этом на содержание участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения А-270 автомобильная дорога М-4 "Дон", соединяющую Новошахтинск и границу с Украиной", участков трассы А-135 Южный, Западный и Северный подъезды к Ростову от автомобильной дороги М-4 "Дон" было выделено свыше миллиарда рублей.
Далеко не уехали
Проблему нехватки качественного общественного транспорта в Ростове-на-Дону к мундиалю попытались решить приобретением новых автобусов и троллейбусов. Так, в 2016 и в 2017 годах городской автопарк пополнили закупкой 30 трамвайных вагонов. На эти цели направили почти миллиард рублей. Поставщиком выступила московская организация - ООО "ПК Транспортные системы". На сайте компании сказано, что она была основана в 2013 году, и за каких-то пять лет стала лидером среди российских производителей трамвайных вагонов, а также по внедрению инноваций в городском электрическом транспорте. Головной компанией предприятия является иностранная PERFASONT INVESTING INC, зарегистрированная на Виргинских островах. Кроме Ростова-на-Дону, согласно данным о госзакупках, предприятие поставляло трамвайные вагоны в Санкт-Петербург.
На закупку новых автобусов в общей сложности было потрачено за два года более 1,4 миллиарда рублей. За это время город приобрел 75 автобусов с низким уровнем пола на газовом топливе и 75 дизельных автобусов, общая сумма закупки у зарегистрированного в подмосковном Красноармейске поставщика ООО "Грифон" составила 1,12 миллиарда рублей. Но покупка автобусов не прошла гладко. В ноябре 2017 года региональный УФАС отменил результаты двух аукционов на поставку 75 автобусов на дизельном топливе и 25 автобусов на газомоторном топливе, проведенных за месяц до этого. Причиной послужила жалоба группы компаний "ГАЗ", которая заявила, что их необоснованно не допустили к участию в торгах. В результате проведенного анализа конкурсной документации и данных заявителя антимонопольная служба установила, что требования заказчика по нескольким параметрам расходятся с решениями российского Минтранса и решениями Комиссии Таможенного союза. Поэтому результаты аукциона были отменены. Однако по итогам повторного аукциона победителем вновь было признано ООО "Грифон". Получилось, что покупка автобусов напрямую у производителя оказалась менее выгодна, чем у официального дилера "Мерседес-Бенц" и ГК "КамАЗ", как указано на сайте компании "Грифон".
Кстати, руководителем и владельцем предприятия является довольно известный в кругах донского бизнеса предприниматель Роман Галуа. До этого компания ни разу не получала столь масштабных госзаказов, оказывала в 2014 году услуги по техобслуживанию служебных автомобилей для Таганрогской и Астраханской таможни. Максимальная сумма полученных "Грифоном" контрактов не превышала до этого 250 тысяч рублей.
Хорошо погуляли
По данным аналитиков Центра антикоррупционной политики, всего в Ростове-на-Дону в рамках ЧМ-2018 почти 450 миллионов рублей потрачено на инфраструктуру для проведения фестиваля болельщиков в Ростове, 106,6 миллиона рублей ушло на центр управления пассажирскими перевозками, 94,8 миллиона было потрачено ростовским МВД для покупки бензина и дизельного топлива во время чемпионата, а на проживание командированных полицейских — 67,4 миллиона. Еще на украшение Ростова к чемпионату город потратил 15,6 миллиона рублей.
Большая часть госзакупок касалась организации фестиваля болельщиков в фан-зоне FIFA в Ростове. Саму фан-зону на Театральной площади за 449,2 миллиона рублей построило Дорожно ремонтно-строительное управление, специализирующееся на строительстве и ремонте автодорог и магистралей. ДРСУ подчиняется Департаменту имущественно-земельных отношений Ростова-на-Дону. Услуги по декорированию площадки и организации навигации Фестиваля болельщиков ФИФА-2018 во время игр мундиаля обошлись в 21,8 миллиона рублей. Уборку на территории проведения Фестиваля болельщиков проводило ООО "Кристалл-Юг". Стоимость работ составила 9,7 миллиона рублей.
Сувенирную продукцию с символикой чемпионата к фестивалю болельщиков поставила ростовская компания "Творческая артель". Стоимость контракта превысила 8,29 миллиона рублей. Всего было закуплено 19 наименований различной сувенирной продукции от пакетов, ручек, блокнотов и чайных пар до парковочных табличек.
Реализация мероприятия "Фестиваль болельщиков ФИФА" в Ростове обошлась организаторам в 80,2 миллиона рублей. В конкурсе на заключение контракта участвовала только одна компания — ростовское ООО "Брейн".
О том, как справились подрядчики и региональные министерства с подготовкой и проведением ЧМ по мнению властей, скорее всего, мы узнаем в ближайшее время. Так, на прошлой неделе глава области Василий Голубев пообещал кадровые перестановки по итогам организации на территории региона матчей чемпионата мира по футболу 2018. "Я точно могу пообещать, что вы не услышите некоторых имен. Некоторые не справились или справились не так, как ставилась задача. Конечно, по каждому блоку проблем, которые мы решали, предстоит поставить оценку. Сказать спасибо тем, кто сделал все на высоком уровне. Кого-то поощрить за хорошую работу", - сказал губернатор.
Какими бы колоссальными не казались траты на чемпионат, измерить деньгами все не получится. Например, созданная благодаря иностранным болельщикам репутация нашей страны, является бесценным наследием мундиаля.
Директор департамента FIFA по проведению соревнований и мероприятий высоко оценил проведение чемпионата в России, и в регионах, в частности. В Ростовской области это стало возможным благодаря слаженным действиям региональных и федеральных властей, а также бизнеса.
Особое внимание в донском регионе было уделено как обеспечению безопасности, так и культурно-массовой программе, благодаря которой гости Ростова смогли отдохнуть и побольше узнать о городе, об истории и традициях области.
По предварительным оценкам, в дни главного спортивного события туристический поток превысил 190 тысяч человек. Из них до 90 тысяч – иностранцы.
Глава Ростовской области на итоговой пресс-конференции отметил, что Ростов прекрасно справился с небывалым наплывом иностранных гостей. Об этом говорят многочисленные восторженные отзывы в зарубежной прессе и в социальных сетях.
"Это спортивное событие было грандиозным, неординарным и самым запоминающимся за последние годы и даже десятилетия. Общими усилиями была создана атмосфера праздничного, гостеприимного, комфортного донского региона. Уверен, многие болельщики захотят вернуться к нам и после проведения ЧМ", - отметил Василий Голубев.
Важнейшей задачей в настоящий период, по словам главы региона, является сохранение наследия чемпионата мира. Это касается не только спортивной инфраструктуры, которая обязательно будет адаптирована под нужды и интересы всего города. Вопрос наследия также касается транспортного обеспечения, чистоты города и донского гостеприимства.