Posted 28 мая 2019, 09:30
Published 28 мая 2019, 09:30
Modified 17 сентября 2022, 16:05
Updated 17 сентября 2022, 16:05
После дождя в субботу по дороге на Доломановском потекли реки, в переулке Грибоедовском смыло асфальт, а потоки воды в переулке Солдатском могли сбить с ног взрослого человека. Разворотное кольцо трамвая на Привокзальной площади превратилось в бассейн, а пересечение Пушкинской и Буденновского подтопило. К счастью, пострадавших не было.
Стало ли лучше
Летом 2016 года на пересечении Буденновского и Пушкинской погибла 14-летняя девочка. Подростка затянуло потоком воды под припаркованную машину. Прохожие пытались ее достать, но не смогли, девочка захлебнулась. Кроме этого, во время ливня пострадали восемь человек, в городе ввели режим ЧС. После этого во время стихийных бедствий в проблемных местах откачивали воду, выставляли дежурных.
«К сожалению, как показывает практика, горький опыт не исправил ситуацию. Несмотря на то, что человек погиб, после обильных осадков мы снова наблюдаем, что ливневки не справляются», — считает депутат Заксобрания Ростовской области, руководитель фракции ЛДПР Евгений Федяев. По его словам, не хватает системной работы по очистке канализации. «Слава богу, что в этот раз мы избежали трагедии, хотя дождь был довольно-таки сильный. Но в целом, это говорит о недостаточной работе и недостаточном контроле этого вопроса», — добавил Федяев.
Он отметил, что пока не видел жалоб от жителей города, но сегодня депутат намерен промониторить ситуацию. «Если будет установлено, что жалобы поступали, и ливневки работали не должным образом, то буду обращаться к прокурору Ростовской области с требованием провести проверку», — заключил политик.
Депутат городской думы Ростова от «Справедливой России» Анатолий Котляров, напротив, считает, что за три года ливневки стали работать лучше. «В целом, я оцениваю ситуацию в Ростове после дождя как не сильно критичную. Таких затоплений, как раньше, не было. Что-то изменилось в лучшую сторону, нельзя сказать, что у нас все плохо и ужасно», — рассказал он. Однако Котляров отметил, что работа по очистке ливневок должна быть системной, а не фрагментарной, как сейчас. «По проблемным местам работа была проделана, но, видимо, забыли о других участках, которые надо чистить», — считает спикер.
На работу ливневых систем влияет еще несколько факторов, отметил Котляров. «Не все ливневки находятся на балансе города. Они бесхозные, их еще не приняли. Сейчас эти ливневки ставят на баланс, процесс идет», — отметил депутат. Кроме этого, слив воды затормаживает очистка дождевых вод, считает Котляров. «Прокуратура три последних года требует ставить очистные сооружения на новых ливневках. Их установили на новом стадионе, на набережной. Это достаточно затратно и проблематично, система очистки всегда замедляет водосток», — добавил собеседник.
Что с ливневками?
По словам руководителя компании «СпецГеодезия» Алексея Демиденко, для того, чтобы дождевая вода уходила вовремя, а не оставалась на улицах, должна быть полноценная система подземных коммуникаций — лотков, коллекторов и других сооружений — способных пропускать нагрузки сточных вод.
«Ливневые канализации Ростова проектировались по мере строительства города, а это в основном — советское время. С тех пор ее проектировкой занимались локально. У нас есть генеральный коллектор, он начинается с Ворошиловского, заканчивается — на Сиверса между Пушкинской и Большой Садовой (трагедия 2016 года произошла на его территории — RostovGazeta). Он пояснил, что этот коллектор строился в конце 19 века и при перепланировке старой части города не всегда мониторили эти подземные конструкции. «В нескольких местах коллектор проходит под домами, и строительные работы могли как-то повлиять на его целостность. Чтобы по нему проходила вода, должен быть определенный допустимый уклон, если он меньше, то вода начинает тормозиться, где она замедляется — оседает мусор и ил» — отметил Демиденко.
Специалист рассказал, что когда он работал в Департаменте архитектуры города главным специалистом отдела геодезической службы (с 2006 по 2012 год), коллектор реконструировали, сделали обход аварийного участка.
«Ливневые канализации пытались строить на появившихся новых улицах, а на старых улицах ливневки не реконструировали и даже не проектировали. Для таких работ нужно перекрывать движение, представляете, что будет с городом?», — спросил геодезист.
Что делать
Источник в администрации города рассказал, что Объединенная дирекция строящихся объектов Ростова курировала строительство на Левенцовке и проектировала ливневую канализацию, так как был один застройщик. «Центральную часть Левенцовки они построили, а остальные куски района в итоге раздали отдельным застройщикам. Им не нужна ливневая канализация. Они строят себе дома, асфальтируют площадки, по уклонам эту воду пытаются свести, но ливневую канализацию на своем участке как единый комплекс никто не проектирует», — пояснил источник.
Собеседник отметил, что в постсоветское время было построено сразу девять километров ливневки: по Буденновскому, Красноармейской, Соколова. «Денег на остальное — не нашлось. Спроектировали ливневую канализацию по Максима Горького, на этом все и остановилось. Для системы ливневой канализации надо целевую программу делать, выделять площадку на левом берегу, сгонять туда все сети, делать огромные очистные сооружения», — считает специалист. Спикер добавил, что сейчас дорожники выполняют частичные работы по обустройству отвода сточных ливневых вод — «залатывают дыры» в отсутствии системы ливневой канализации. Он отметил, что на создание системы нужно вкладывать огромные средства.
Руководитель компании «СпецГеодезия» Алексей Демиденко сообщил, что всю сеть ливневок нужно инвентаризировать, проверить качество, пересчитать пропускную способность. «Это колоссальная работа. И на это должна быть заложена отдельная статья расходов в бюджет», — заключил собеседник.