"Мы должны доказать, что в России можно и нужно вести бизнес, что как бы ни создавали для нас сложности, мы будем продолжать здесь работать. Мы не собираемся валить из России", - заявил Хуруджи журналистам.
При этом, по данным прессы, в хищении средств, инкриминируемых Хуруджи, может быть замешан и брат Александра Хуруджи Сергей, который в настоящее время объявлен в федеральный розыск.
"Возникают и другие уточняющие вопросы. Не будет уезжать из России или не получилось сделать это? А если вернуться на пару лет назад? Находился бы он в стране после января 2015 года, если бы не вмешательство правоохранительных органов? Как уже озвучивалось в ходе процесса по делу "Энергии" свидетелями и экспертами, существует законодательная дыра, не лазейка, как ее принято называть, через которую в стране ежегодно утекают миллиарды рублей", - отмечает представитель истца.
Он подчеркнул, что утверждения подсудимых о том, что реализация использованной ими схемы якобы законна, а значит и нет преступления, и об отсутствии ущерба для госкомпании МРСК Юга крайне сомнительны. "Ведь, собственно говоря, ущерб в итоге понесли бы не энергетики, а жители Ростовской области, о чем уже неоднократно писали в СМИ", - заявил собеседник агентства.
Напомним, по версии следствия, обвиняемые экс-руководители компании "Энергия" Хуруджи и Конопский разработали и реализовали схему по хищению около полумиллиарда рублей у сетевой компании "МРСК Юга". Они приобрели открытое распределительное устройство (ОРУ) и электрические сети в городе Красном Сулине, которые до этого принадлежали компании "Электросеть". Сделка совершалась не напрямую, а через посредника. Получив новое оборудование, "Энергия" одномоментно увеличила сальдо-переток электроэнергии в двадцать раз. При этом тариф "Электросети", утвержденный на 2014 год, был в три раза ниже, чем у "Энергии". Соответственно предприятие Хуруджи стало претендовать на объем "прибыли" в десятки раз больший, чем было рассчитано РСТ.
По мнению экспертов, отсутствие реакции со стороны сетевой компании и заявленный изначально ущерб в 500 миллионов рублей могли обернуться значительным повышением тарифа для жителей региона. После вынесения проблемы на уровень федеральных министерств и Федеральной службы по тарифам и беспрецедентного пересмотра тарифов в середине года до минимально возможного, Александр Хуруджи дошел до Верховного суда РФ, пытаясь оспорить это решение. ВС РФ оставил решение о тарифе в 1 копейку для "Энергии" в силе. При этом, отмечают энергетики, полная компенсация выпадающих доходов случится только спустя почти 3 года – во второй половине 2017 года.
СМИ отмечают, что этот громкий процесс имеет все шансы стать прецедентным для всей российской энергетики на фоне участившихся попыток реализовать мошеннические схемы и неповоротливости законодательства. Случай с "Энергией" является типичной иллюстрацией пробелов в системе регулирования деятельности ТСО, считают эксперты.
Федеральный закон "Об электроэнергетике" (от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ), помимо разделения видов деятельности на конкурентные и неконкурентные, установил также и порядок регулирования деятельности юридического лица в зависимости от используемого вида объектов электроэнергетики. Это стало предпосылкой для возникновения большого числа генерирующих, сетевых, сбытовых компаний различного уровня. На конец 2015 года в России насчитывалось 3,1 тысячи ТСО, в Германии менее 800, в Великобритании – 16.
Авторы реформы рассчитывали, что возникнет конкурентная среда, которая и позволит компаниям в борьбе за выживание оптимизироваться и сбалансировать расходы, замедлить темпы роста тарифа. На деле же небольшие ТСО зачастую имитируют конкуренцию, уверены эксперты.
В результате, отмечают эксперты, мелкие электросетевые компании не имеют достаточных средств, производственных мощностей, квалифицированного персонала и оборудования для ремонта сетевого хозяйства. Они закладывают в тарифы псевдоинвестиционные программы, а на деле состояние сетевого хозяйства ухудшается, возникают проблемы с выплатами зарплат.
Стать сетевой организацией могло фактически любое юридическое лицо. И это породило схему, когда бизнесмены, имея в собственности километр линии и несколько трансформаторов, защищали тариф, который априори выше среднего на единицу оборудования, а после его вступления в силу приобретали в собственность или в аренду оборудование других таких же мелких ТСО в регионе. В итоге объем перетока возрастает в десятки раз, расходы сокращаются, тариф остается высоким. Дальше остается только предъявить свои расходы региональному котлодержателю, чтобы получить "прибыль", отмечают эксперты.