Posted 20 сентября 2017, 14:58
Published 20 сентября 2017, 14:58
Modified 11 сентября 2022, 15:53
Updated 11 сентября 2022, 15:53
Грубо говоря, искать нарушения на тех массивах, которые отведены под дорогу, нет смысла также часто, как на тех землях, где расположены какие-то временные сооружения.
Реформа контрольно-надзорной деятельности идет по многим направлениям. И вот мы видим одно из них. Действительно, часть земель будут проверяться чаще. Контрольно-надзорные органы в самое ближайшее время должны внедрить так называемый риск-ориентированный подход. Он будет использоваться уже с начала следующего года. Чем больше риски «неправильного» или незаконного использования участка, тем чаще должны проводиться проверки. В связи с этим земли, используемые юрлицами и предпринимателями, в нашей стране разделены на три категории: со средним, умеренным и низким риском. Собственно, такая градация придет на смену общего правила, согласно которому плановые проверки соблюдения земельного законодательства проводятся раз в три года.
В августе Правительство РФ постановлением от 07.08.2017 № 943 внесло изменения в Положение о государственном земельном надзоре. Итак, на что надзорные органы обратят особое внимание при осуществлении государственного земельного надзора? Из документов следует, что пристально следить необходимо за землями, предназначенными для гаражного и жилищного строительства, а также за участками, отведенными под кладбища, и за примыкающими к ним территориями. Плюс в числе рисковых – свалки.
Ниже риски нарушений возникают при использовании участков, граничащих с лесным фондом, особо охраняемыми природными территориями, населенными пунктами и сельскохозяйственными угодьями. Здесь же земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли, предназначенные для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и размещения других объектов специального назначения.
И низкая степень риска присвоена остальным участкам. В данном случае речь идет об индивидуальном жилищном строительстве, садоводческих и огороднических хозяйствах. Практика показывает, что здесь реже всего арендаторы сознательно идут на серьезные нарушения.
Однако это совершенно не значит, что прессинг сильно увеличится. Да, Росреестр сфокусируется на самых «рискованных» землях, но с проверками можно приходить не чаще раза в три года, если, конечно, не поступают жалобы. Участки из числа тех, что отнесены к среднему риску, будут планово проверяться раз в пять лет. В идеале главная цель проверок – установить, насколько эффективно и правильно используются земли, выделенные юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на правах аренды под какой-то вид деятельности. Срок проведения плановых проверок земельных участков категории умеренного риска, не должен превышать 17 рабочих дней.
А вот низкий риск вообще гарантирует свободу от плана проверок – эти земли в него просто не попадут, чиновники будут реагировать только на жалобы и какие-то другие «сигналы».
Для отнесения земель к одной из категорий риска необходимо проанализировать несколько специальных критериев. Вывод будет делаться на основании сведений ЕГРН (о местоположении характерных точек границ земельного участка; о категории земель и виде разрешенного использования земельных участков; об объектах капитального строительства, расположенных в границах земельных участков; о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества) и государственного фонда данных. И без внимания, конечно, не должна остаться более «живая» информация – та, что поступает по итогам актуальных обследований, обращений госорганов, муниципалитетов, бизнеса и граждан.
Уверен, что многие читатели не станут спорить: логика в таком подходе есть, ресурсы (в том числе трудовые) не будут тратиться напрасно. Но с другой стороны, прогнозировать сейчас эффект и последствия подобных нововведений – дело неблагодарное. Потому поживем – увидим, как говорится. Думаю, что в следующем году мы обязательно вернемся к этой теме. Добавлю также, что риск-ориентированный подход будет использоваться и в других сферах – власти взяли курс на комплексный отказ от «сплошных» проверок бизнеса.