Кластер не случился
Несколько лет назад власти Ростовской области заявили о планах создания станкостроительного кластера в городе Азов. Его опорным предприятием стало российско-чешское "МТЕ Ковосвит МАС" (позже переименовали в "Ковосвит" - прим. ред.). Завод называли первым современным станкостроительным предприятием полного цикла в России. По итогам 2014 года компания произвела и продала 75 станков, получив 1,8 миллиарда рублей выручки, а в 2015 году этот показатель вырос до 2,3 миллиарда рублей. Завод планировал заключить контракты с "Роствертолом" (ростовский завод, производящий вертолеты - прим. ред.), но уже в 2016 году выручка упала до 900 миллионов рублей, а предприятие получило убытки в 860 миллионов рублей.
В 2015 году стало известно о скандале, связанно с этим заводом. Следователи завершили расследование уголовного дела директора по развитию ООО "МТЕ Ковосвит МАС" Даниила Воекова, ранее руководившего ООО "МТЕ ДПМ". Топ-менеджера компании подозревали в растрате имущества, полученного ООО "МТЕ ДПМ" на хранение в период банкротства ООО "Донпрессмаш-энерго" — осколка ранее обанкротившегося азовского завода "Донпрессмаш", и даче взятки в особо крупном размере.
Получить комментарий представителей завода о причинах финансовых проблем не удалось. "Завод находится в стадии банкротства, никаких комментариев мы не даем", - заявил сотрудник предприятия.
Действительно, в апреле 2017 года из-за многомиллионных долгов Арбитражный суд ввел на предприятии "Ковосвит" процедуру банкротства – наблюдение.
Другие станкостроительные предприятия в Ростовской области найти сложно, а с теми заводами, которые удалось найти в Интернете, связаться не получается, так как их телефоны оказываются недоступны.
Правительство региона пока не предоставило ответ на запрос агентства о ситуации в отрасли.
Ростовские заводы потеряли надежду
Опрос ростовских предприятий показал, что они предпочитают закупать станки у иностранных производителей. Директор департамента маркетинга компании "Ростсельмаш" Прохор Дармов пояснил, что приобретая станки, они руководствуются сбалансированностью показателей в соотношении цены и качества, условиями поставки, сервисом, опциями по обучению персонала.
"Российские станки сейчас не так часто выигрывают, потому что отрасль станкостроения до сих пор не оправилась от потрясений, которые с ней происходили в "лихие 90-е". Есть отдельные предприятия, способные выпускать достойную продукцию, например, фрязинские лазеры, но в целом картина достаточно негативная", - считает Дармов.
По его мнению, ситуация в промышленности в России в целом достаточно пессимистичная, но на системном уровне есть куда расти.
"Отдельные предприятия конкурентоспособны, но это фрагменты, однако, безусловно, наша промышленность способна на многое, так как у страны есть все для этого", - дополнил Дармов.
Надежда есть, но в Китае
Депутат Госдумы России Максим Щаблыкин считает, что в Ростовской области надежда на развитие станкостроения есть.
"При Азовском индустриальном кластере был завод, который производил станки совместно с чехами (речь о "Ковосвит" - прим. ред.). На сегодняшний день чехи ушли, и сейчас планируется сотрудничество с инвесторами из Китая. Также недавно проходила встреча с крупной московской логистической компанией, которая будет участвовать в поставке комплектации и в производстве станков", - сообщил спикер.
Щаблыкин уверен, что в Ростовской области есть потребность, специалисты и инвесторы для возрождения этого направления.
"Любой станок на сегодняшний день – это мозги, электронная часть. Станки мы всегда делали лучшие в мире. Ведь по своим показателям в свое время по экспорту продукции, мы занимали первые по отгрузке именно по станкостроению в 60-е и 70-е годы. На сегодняшний день мы немного отстали по части электроники, мы сейчас как раз это и наверстываем", - сообщает Щаблыкин.
Санкции как драйвер роста
По данным ТПП РФ, в 2017 году российские предприятия закупят станков на 62 миллиарда рублей. Большая часть этих денег достанется иностранным производителям. Доля отечественного станкостроения, впрочем, понемногу растет: с 2015 года их продажи увеличились на 20%. Один из основных заказчиков – оборонные предприятия.
Председатель Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин связывает рост отрасли с санкциями.
"Где-то до марта 2014 года из Италии и Германии мы ввозили около шести тысяч станков. Сейчас три тысячи. Мы растем в станкостроении, у нас производство растет по 12% каждый год в эти три года после того, как санкции ввели", - приводит слова Катырина программа "Бизнес-вектор".
Получающие господдержку на техническое перевооружение предприятия должны до трети средств направлять на покупку российских станков, к 2020 году эту квоту доведут до 60%.
"Из Резервного фонда правительством выделено три миллиарда рублей. Один миллиард нацелен на то, чтобы новые партии, пилотные партии товаров субсидировать от 15 до 50%. То есть потребитель может получить до 50% стоимости пилотной партии станкостроения", - добавил Катырин.