Posted 20 февраля 2018, 12:47
Published 20 февраля 2018, 12:47
Modified 17 сентября 2022, 14:56
Updated 17 сентября 2022, 14:56
Над парком висит пар и дым, пахнет выпечкой и шашлыком. Вдоль дорожек стоят цветные прилавки. Здесь венки, резные деревянные игрушки, свистки, вязаные поделки, военная и казачьей атрибутика. У одной из палаток аншлаг. Мужчина лет шестидесяти в котелке и черном пальто крутит ручку, прикрепленную к деревянной коробке со стеклянными вставками. Мужчину зовут Владимир Ломакин, он шарманщик. Владимир говорит¸ что занимается шарманкой четыре последних года ― просто захотелось узнать поближе, что это за инструмент.
«Заводских шарманок не бывает ― только индивидуальная сборка. Плотник на заказ изготавливает детали, а я уже все это собираю и настраиваю», ― делится Ломакин.
Рядом на столе стоит ящик с двенадцатью катушками. Музыкант достает одну и разматывает ― на ней перфорированная лента с выбитой мелодией. Чем быстрее темп, тем чаще на ленте встречаются проколы.
Пока Ломакин объяснял, часть его зрителей переместилась ближе к сцене ― там уже начала собираться толпа. То тут, то там слышны гневные шипения, маты и настойчивые просьбы не толкаться. Низкорослая женщина отчитывает стоящую впереди девушку за то, что та прошла вперед "без очереди". Контрастом возмущающейся толпе стали веселые колумбийцы ― их компания примерно из двадцати человек танцевала даже без музыки. Наибольшее внимание привлекли попытки иностранцев спеть песню про Катюшу: первый куплет получился более-менее удачно, а вот вместо второго они просто хлопали в ладоши. Некоторых людей перед сценой такое поведение задело. Кто-то попросил вести себя потише, а кто-то ограничился язвительными шутками. К счастью, содержание куплета "Катюши" оказалось одним из немногих русских слов, которые зарубежные гости знали вообще. На попытки поговорить все колумбийцы отмахивались и смущенно произносили «прастити, не панимайт».
Позже внимание толпы с колумбийцев перемещается на сцену. Выступает губернатор Ростовской области Василий Голубев. Он просит прощения у всех собравшихся и благодарит за помощь.
«В этот день мы все традиционно собираемся, радуемся и просим друг у друга прощения за вольные и невольные грехи. И каждый из нас находит в себе силы произнести: я прощаю, и бог простит. Спасибо за то, что мы вместе делаем наш край лучше, интересней и гостеприимней», ― произносит Голубев.
Финалом нахождения губернатора на сцене стал холостой выстрел из пушки. Губернатор зажигает фитиль, раздается взрыв ― сцена и все, кто находятся рядом, вздрагивают. После этого часть людей не отправляется есть блины, а продвигается не без ругани поближе к чучелу, чтоб занять место поудобней.
На центральной поляне стоит трехметровая соломенная кукла, одетая в яркие лохмотья. К ней никого не подпускают ― место оцеплено казаками. Рядом с чучелом на гуслях играет мужчина в белой кубанке, казачьей рубашке и синих шароварах. Это Владимир Маслаков. На гуслях он играет уже 13 лет. Все началось с концерта в Москве в Славянском центре. Там он познакомился с мастером, который изготовил для Маслакова музыкальный инструмент.
«Поначалу мелодии подбирал на слух: слушал колокола и на них ориентировался. Есть два вида настройки гуслей: это баянный и псалтирный лады. На последних обычно играли в церкви до конца 18 века, под них псалтир читали, баллады и былины, ― музыкант рассказывает и одновременно перебирает струны гуслей. ― У гуслей всего 12 звуков ― по количеству струн. Можно сделать и 24 струны, и 48. В целом, для меня это очень сокровенный инструмент».
Пока все ждут ритуального сожжения, один юноша раздевается. Он остается только в джинсах. Сначала окружающие недоумевают, а потом начинают подбадривающе улюлюкать и свистеть. Оказывается, смельчак решился залезть на деревянный столб с подарками, находящийся рядом с чучелом. Это сложно. Юноша постоянно соскальзывает, но в итоге добирается до верхушки, и подарочная коробка в красной оберточной бумаге летит вниз. Позже еще несколько молодых людей пытаются достать подарки, но успех первого никто так и не повторил.
Очередной парень хочет попытать счастья и раздевается, но его останавливает казак ― сейчас будут поджигать чучело. К подолу соломенной куклы подносят факел, и символ Масленицы с трещанием загорается. Вокруг него начинают грохотать хлопушки и фейерверки, все окутывает плотная дымная завеса. Ритуал выполнен, Масленица сгорела, а это значит, что теперь наступила весна. И не важно, что пока еще холодно и время от времени пускается снег.