Posted 16 июля 2018, 11:12
Published 16 июля 2018, 11:12
Modified 17 сентября 2022, 15:14
Updated 17 сентября 2022, 15:14
Соответствующий законопроект – о поправках в Бюджетный кодекс РФ – был предложен Минтрансом и принят Госдумой России в первом чтении в апреле прошлого года. Профильный комитет по бюджету и налогам рекомендует принять его во втором чтении. И, я думаю, мы получим новый нормативный акт в июне нынешнего года. Тем более что Президент РФ Владимир Путин в недавнем Послании Федеральному Собранию сделал акцент на том, что на строительство и обустройство дорог планируется направить около 11 триллионов рублей в течение шести лет. Это очень большие деньги, и в условиях нестабильности нашей экономики рассчитывать на них региональным дорожным фондам – все равно что делить шкуру неубитого медведя. По данным Минтранса, в прошлом году объем этих фондов (без Москвы и Санкт-Петербурга) составил лишь 601 миллиард. К слову, Ставрополье на фоне многих регионов выглядит очень хорошо: его дорожный фонд в прошлом году составлял 7,2 млрд (для сравнения: Севастополь – 408 млн), а в нынешнем году запланировано около 9 миллиардов.
Напомню, что сегодня региональные дорожные фонды формируются за счет денег, поступающих от акцизов на топливо и масло, транспортного налога и трансфертов из федерального бюджета. В эту же «копилку» в соответствии с законопроектом планируется направить штрафы за нарушение ПДД. Казалось бы, плюс – он и в Африке плюс: больше построим и отремонтируем дорог. Однако это благо для богатых регионов.
Дело в том, что сегодня «штрафные» деньги и так идут в бюджеты регионов, однако тратятся на усмотрение местных властей на цели, подчас вообще не связанные с дорогами. Например, на строительство или ремонт больниц, детсадов, домов культуры и т. д. Законопроект предлагает, как говорят специалисты, «окрасить» эти деньги, чтобы они целевым образом поступали лишь на дороги. Что, понятно, не вызвало энтузиазма у ряда регионов. Например, законодательный орган Карачаево-Черкесии прислал отрицательный отзыв, мотивируя его тем, что передача штрафов за ПДД в дорожный фонд приведет к уменьшению средств, направленных на социальную сферу. Логика здесь есть: многие бедные регионы привыкли в значительной степени жить на трансферты центра (в т. ч. на дороги) – это легче, нежели зарабатывать самим или тратить заработанное строго по целевому назначению.
Кроме того следует признать, что штрафы за нарушение правил дорожного движения – это труднопрогнозируемый и нестабильный источник пополнения регионального дорожного фонда. Как известно, личный состав ГИБДД подвергся сокращению – в отдельных территориях на 20 процентов, и сегодня все реже можно встретить инспекторов ГАИ вне стационарных постов. Поэтому основная часть штрафов собирается с помощью камер. Однако установка камер фиксации регламентируется определенными правилами и техническими ограничениями, они долго функционируют на одном месте, в результате водители их примечают, перестают нарушать правила, и, соответственно, доходы в бюджет падают.
И, кстати, статистика тоже говорит об осторожности водителей: по данным ГИБДД, число камер за прошлый год увеличилось на 30 процентов (до 13,2 тысячи), а число постановлений и штрафов только на 3,2 процента (до 12, 6 млн). Хотя, конечно, никто не спорит – это благо, если водитель не нарушает, даже если его «тормозит» камера. Нужно учитывать и такой момент: в будущем регионы все чаще будут прибегать к помощи частных фирм, инвестирующих средства в систему фиксации нарушений ПДД. Удовольствие это недешевое, поэтому «отбивать» свои деньги они будут за счет штрафов. Такое практикуется уже в Москве и некоторых других городах. То есть в этом случае штрафные финансы не попадут в бюджеты субъектов РФ. В общем, видимо, государству следует подумать о более стабильных источниках для региональных дорожных фондов.
В этой связи хочу обратить внимание читателей еще на один законопроект, связанный с автодорожной темой. Недавно он внесен в Госдуму РФ и предполагает внести изменения в Налоговый кодекс РФ, дабы исключить электромобили из налогооблагаемой базы с начала 2019 года. По статистике, на 1 июля 2017 года по нашей стране бегало всего 1100 электромобилей. В том числе в Кисловодске несколько таких авто эксплуатирует местное транспортное предприятие. Но процесс этот в стране не пошел, в том числе по причине дороговизны электроавтомобилей и отсутствия необходимой инфраструктуры (зарядных станций) для их обслуживания. Поэтому льготы в виде отсутствия транспортного налога проблемы, видимо, не решат. Со стороны государства, раз уж мы задумались об экологии, нужны более действенные протекционистские меры.
ОАО «Юридическое агентство «СРВ» в профессиональной среде признано одним из крупнейших в России согласно данным рейтинга авторитетного портала Право.ру.